Православная педагогика и психология в проблеме заикания

Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания.
Общение с представителями и авторами методик.
Модераторы: Inkognito, Skif

Роман П.
Роман П.
Репутация: 0
Лояльность: 0
Сообщения: 1
С нами: 7 лет 6 месяцев

Сообщение #1 Роман П. » 21.12.2012, 12:57

Предлагаю для обсуждения тему "Опыт православной педагогике в решении проблемы заикания человека", именно так называлось научно - практическая конференция в которой я принимал участие. Предлагаю все материалы по конференции и по заявленной теме выкладывать сдесь. Слава и благодарение Богу за все!

Ромарио M
Аватара
Ромарио M
Репутация: 50
Лояльность: 27
Сообщения: 115
С нами: 7 лет 7 месяцев
Откуда: Екатеринбург
Skype ВКонтакте

Re: Опыт Православной педагогики в решении проблемы заикания

Сообщение #2 Ромарио » 21.12.2012, 22:09

Господа, смущает вот, что - автор создал тему, написал короткую вступительную речь, ещё ничего по существу не отразив, а это уже вызывает бурную дискуссию ...:shock: Конечно даже и этой информации достаточно, чтобы возникли сомнения, например научно-практическая конференция и православная педагогика в одном флаконе... Но всё же, Роман П., хочется попросить хотя бы тезисно отразить суть материала..
Нет истины, есть точка зрения...

Svetlyachok
Svetlyachok
Репутация: 609
Лояльность: 700
Сообщения: 1065
С нами: 10 лет 11 месяцев
Откуда: Москва
ICQ

Re: Опыт Православной педагогики в решении проблемы заикания

Сообщение #3 Svetlyachok » 21.12.2012, 22:13

Ромарио писал(а):Но всё же, Роман П., хочется попросить хотя бы тезисно отразить суть материала..

Да, согласна. И желательно не только о теоретических аспектах, но и с практическими примерами, если есть реальные вылеченные православные (вот пишу и содрогаюсь - опять получается какое-то противопоставление).
Если и в седьмой раз блин получился комом - к черту блины! Пеките комочки!

Svetlyachok
Svetlyachok
Репутация: 609
Лояльность: 700
Сообщения: 1065
С нами: 10 лет 11 месяцев
Откуда: Москва
ICQ

Re: Опыт Православной педагогики в решении проблемы заикания

Сообщение #4 Svetlyachok » 22.12.2012, 14:22

По теме. Решила почитать, что же такое "православная педагогика". Это жесть, конечно!!

"В основе православной педагогики лежит понимание того, что вне Церкви, вне церковной жизни достичь основной цели воспитания и жизни не представляется возможным. Основная цель воспитания и образования достигается не властью Церкви над человеком, но образом жизни, проникнутой духом Церкви, духом православия. Церковная сторона жизни есть средство стяжания Святого Духа, метод познания Божественной Истины, и надо признать - единственный, проверенный, достоверный и, главное, безопасный для человека метод." Источник Шестун. Е "Православная педагогика"
Если и в седьмой раз блин получился комом - к черту блины! Пеките комочки!

Mariaolga
Mariaolga
Репутация: 1065
Лояльность: 764
Сообщения: 3578
С нами: 9 лет 2 месяца

Re: Опыт Православной педагогики в решении проблемы заикания

Сообщение #5 Mariaolga » 22.12.2012, 16:20

Посмотрела новую ветку, страсти, вроде бы, улеглись. :D пока или совсем - не знаю.
Мне тоже не понятно, почему молчит Роман. Я хотела опубликовать заинтересовавшие меня некоторые материалы на ветке "Вопросы Православия", но эта более специализированная, можно сделать это здесь.
Сейчас просто нет времени много написать о конференции, на работе большая загруженность. Потому кратко расскажу об одном из докладов, автор иеромонах Иоанн (Заяц). Кстати, в Германии заинтересовались его уникальной методикой лечения заикания и предложили опубликовать монографию. (Там, наверное, не боятся практиковать церковную жизнь :D .) Как всегда, мы будем последние, кто узнает о новом опыте. :D

В начале доклада несколько слов о проблеме, о ее практической нерешенности во всем мире, о возникновении во второй половине 20 века в Германии и США групп взаимопомощи заикающимся. О Первом международном Конгрессе заикающихся в Киото в 1986 году.

Далее о существующих Ассоциациях заикающихся. Европейская Лига (ELSA) и ее официальный сайт. Специалистов различного профиля объединяет Ассоциация плавной речи (IFA), куда входят логопеды, врачи, психологи, генетики и т.д.

Я думаю, об этом знают форумчане, останавливаться не имеет смысла.

"Неудовлетворенность медицинской и психолого-педагогической помощью заикающимся явилась одной из главных причин возникновения всемирного движения взаимопомощи данной категории лиц. Люди, страдающие заиканием, сами ищут способы справиться с речевым дефектом, собираясь вместе и помогая друг другу. Такие группы, не решая проблему коррекции логоневроза, как минимум, способствуют снижению остроты переживания недуга."

После краткой справки истории вопроса в России в докладе идет упоминание о фундаментальном труде А.И. Сикорского о заикании, где известный ученый, профессор Киевского университета, рассматривает проблему с позиций врача и предлагает преимущественно медицинские пути ее решения. (вторая половина 19 века)
Спустя несколько десятилетий педагог и психолог Д.Г. Неткачев открывает первую частную клинику и исследует психолого-педагогические средства оказания помощи людям, страдающим заиканием.
Таким образом закладываются два основополагающих подхода к решению проблемы неплавной речи.
В советское время создана удивительная по масштабу охвата государственная система логопедической помощи. Она добилась больших успехов. Заикание в ее структуре занимало особое место. Однако, по словам самих школьных и дошкольных логопедов, они "боятся заикания, не знают, что с этой проблемой делать". Многие дефекты речи устранимы чисто техническими приемами, педагогическими методами, научением, но даже эта уникальная логопедическая система с заиканием справиться не смогла.

Наряду с официальной системой логопедической помощи в 1970-е годы сложилась целая система талантливого врача Казимира Дубровского, разработавшего методику стрессовой терапии, элементы которой он увидел у северных шаманов, когда был заключенным ГУЛАГа в Воркуте. После реабилитации Дубровский с успехом применял опыт одномоментного снятия заикания. Он первым понял, используя современные термины, необходимость в процессе лечения заикания дестабилизации устойчивого паталогического состояния. Он понял, что у заикающихся, несмотря на заикание, есть другая память - память о хорошей речи, которую он и вызывал на аффекте.

Далее докладчик говорил о работе профессора Арутюнян-Андроновой, много лет занимающейся проблемой рецидивов, о ее работе с послоговой речью. Здесь останавливаться не буду, потому что эту систему форумчане знают не понаслышке.

Ю.Б. Некрасова, используя комплексный подход в контексте открытий К. Дубровского, ввела новый способ лечения заикания с помощью групповой логопсихотерапии.

Итогом развития отечественной науки о заикании в 20 столетии стало создание комплексного метода, который включает в себя медицинское, психологическое, педагогическое, социальное, семейное (Н.Л. Карпова), т.е. всестороннее воздействие на человеческую личность. Комплексный метод являет собой вершину практического подхода к проблеме заикания, основанного на материалистическом видении человеческого существа, исчерпывающегося двумя его проявлениями - физическим и душевным.

Поступательное движение науки, изучающей логоневроз с позиции медицины, психологии и педагогики, закономерно выводит нас на следующий уровень исследований - духовный, который направлен на изучение опыта, накопленного в Церкви. Он менее формализован с точки зрения современной науки и выражается преимущественно в терминах святоотеческого учения о человеке, но его практическая ценность, тем не менее, очевидна.

Исследуя проблему заикания с точки зрения православной антропологии, рассматривающей человека в иерархическом единстве трех его составляющих - духа, души и тела, а речь считающей порождением Духа, можно предположить, что для заикающихся, страдающих невротической формой недуга, запинки в речи являются индикатором их духовного состояния. С известной долей условности мы сопоставляем уровню тела - медицинское вмешательство, уровню души - психолого-педагогическое воздействие, уровню духа - практику церковной жизни.

Сущность метода, основанного на православной антропологии, заключается в восстановлении естественной иерархии человеческого существа, когда тело закономерно подчиняется душе (разум, чувства. воля - это я от себя поясняю), а дух, соответственно Высшему началу. Речь, в рамках таких представлений, является даром Божиим, продуктом духовной деятельности. В продуцировании речи участвуют не только тело и душа, но и дух. Говорит весь человек, все его человеческое существо. И запинки в речи - это, в первую очередь, запинки в свободном движении духа.

В рамках нашей восточно-христианской (православной) цивилизации накоплен определенный положительный опыт помощи страдающим заиканием людям. В досоветский период он не был формализован и систематизирован, так как присутствовал имплицитно в самом отвергавшемся в советское время строе православной жизни.
Однако известный ученый и педагог С.А. Рачинский, несколько десятилетий проработавший в дореволюционной сельской школе, успешно применял в своей педагогической практике чтение на церковно-славянском языке для излечения заикания у детей. У С.А. Рачинского сложилась система работы с такими учениками. Он писал, что "чтение нараспев, очень протяжное, как и пение, доступно всякому заикающемуся". Вне школы предлагалось читать перед Литургией "часы - III и IY". Необходимым условием успеха Рачинский считал и тот благочестивый опыт, который получает ученик, участвуя во все полноте православной жизни", при которой снимаются переживания, затрудняющие выздоровление.

В настоящее время в Камчатской епархии служат несколько священников, которые начинали путь церковного служения заикающимися. Один из них, священник Василий (Гросс), был рукоположен достаточно молодым. На глазах у верующих всего города медленно происходило исправление речи, прихожане искренне радовалисьи сопереживали о. Василию. Наконец он стал читать проповедь совершенно плавно.
Я слышала на конференции выступление о. Василия, одного из любимых наших батюшек. Как всегда, невыразимая искренность и открытость сердца, легкий юмор и улыбка. И запнулся на слове..."грех", отчего разулыбался уже весь зал. когда он с обезоруживающей улыбкой беззащитно развел руками.
Автор приводимого доклада, иеромонах Иоанн, получил избавление от заикания, будучи послушником Псковско-Печерского монастыря. Исполнение священнического служения, несение церковного послушания, стало тем путем, на котором человеческая личность, соприкасаясь с Божественной Личностью, получает возможность восстановить Богом данную иерархию духа, души и тела. Здесь побеждается "естества чин", происходит преодоление в себе "ветхого человека", преобразование его в человека нового, потому что Церковь объединяет в себе два начала - Божественное и человеческое, земное и небесное, духовное и телесное.
Опыт обретения плавной речи несколькими церковнослужителями Камчатской епархии послужил отправной точкой для организации Центра помощи заикающимся при Свято-Пантелеймоновском мужском монастыре.
Главным является изучение и применение комплекса практических мероприятий, накопленных в виде отдельных элементов православной Церкви. Необходимость собирания таких элементов в самостоятельный формализованный комплекс возникла в связи с тем, что традиционная православная среда разрушена, та среда. в которой эти элементы из разрозненных складывались в систему комплексного воздействия на речь именно в силу их интегрированности в православную традицию, в православный быт.
далее в докладе говорилось о практических результатах, я думаю, Роман расскажет о себе лучше, чем передам это я.
Тогда можно поговорить о выводах.
Следующий доклад - собственно о С.А. Рачинском, его личности и методе излечения заикания с помощью чтения древних акафистов, обладающих необычайной мелодикой и ритмикой.
Последний раз редактировалось Mariaolga 22.12.2012, 16:44, всего редактировалось 1 раз.
Есть в твоем сердце любовь. Есть в твоем сердце Небо. Есть в твоем сердце Бог.

Mariaolga
Mariaolga
Репутация: 1065
Лояльность: 764
Сообщения: 3578
С нами: 9 лет 2 месяца

Re: Опыт Православной педагогики в решении проблемы заикания

Сообщение #6 Mariaolga » 22.12.2012, 16:37

Svetlyachok писал(а):По теме. Решила почитать, что же такое "православная педагогика". Это жесть, конечно!!

"В основе православной педагогики лежит понимание того, что вне Церкви, вне церковной жизни достичь основной цели воспитания и жизни не представляется возможным. Основная цель воспитания и образования достигается не властью Церкви над человеком, но образом жизни, проникнутой духом Церкви, духом православия. Церковная сторона жизни есть средство стяжания Святого Духа, метод познания Божественной Истины, и надо признать - единственный, проверенный, достоверный и, главное, безопасный для человека метод." Источник Шестун. Е "Православная педагогика"

Светлячок, это просто надо перевести на светский русский! :D
Иначе действительно можно запутаться, автор, видимо, предполагал, что он в России 19 века, где его бы поняли без проблем. :D
Есть в твоем сердце любовь. Есть в твоем сердце Небо. Есть в твоем сердце Бог.

#ОЛЬГА# F
Аватара
#ОЛЬГА# F
Репутация: 251
Лояльность: 545
Сообщения: 846
С нами: 10 лет 7 месяцев
Откуда: Екатеринбург
ВКонтакте

Re: Опыт Православной педагогики в решении проблемы заикания

Сообщение #7 #ОЛЬГА# » 22.12.2012, 16:41

Mariaolga писал(а):Следующий доклад - собственно о С.А. Рачинском, его личности и методе излечения заикания с помощью чтения древних акафистов, обладающих необычайной мелодикой и ритмикой.

Что значит древние акафисты; есть новые,а есть древние?
Надо жить умеючи, надо жить играючи,
В общем надо, братцы, жить припеваючи.

Ромарио M
Аватара
Ромарио M
Репутация: 50
Лояльность: 27
Сообщения: 115
С нами: 7 лет 7 месяцев
Откуда: Екатеринбург
Skype ВКонтакте

Re: Опыт Православной педагогики в решении проблемы заикания

Сообщение #8 Ромарио » 22.12.2012, 16:44

Mariaolga Спасибо за долгожданную конкретику! История изучения проблемы, обоснование рассмотрения с религиозной стороны весьма убедительны, в равной степени как и указание на то, что отсутствует в обществе православная религиозная среда для успешного несения в массы. Ещё остаётся дождаться обещанных данных по практическим результатам. Меня интересует научная сторона вопроса - формат конференции действительно соответствует научному, со всеми доказательными аспектами в докладах?
Нет истины, есть точка зрения...

Mariaolga
Mariaolga
Репутация: 1065
Лояльность: 764
Сообщения: 3578
С нами: 9 лет 2 месяца

Re: Опыт Православной педагогики в решении проблемы заикания

Сообщение #9 Mariaolga » 22.12.2012, 16:51

#ОЛЬГА# писал(а):Что значит древние акафисты; есть новые,а есть древние?

Олечка, вот ссылка, там и о древних, и о новейших акафистах: http://akafist.narod.ru/B/Akafist_Bogorodica.htm

Дочь читает ребенку древний - Божией Матери.
Он считается древнейшим и по его канону писались другие акафисты:
Жаль, что я не нашла его на церковно-славянском!
http://www.netda.ru/belka/text_mil/makath.htm
Последний раз редактировалось Mariaolga 22.12.2012, 17:11, всего редактировалось 2 раза.
Есть в твоем сердце любовь. Есть в твоем сердце Небо. Есть в твоем сердце Бог.

Mariaolga
Mariaolga
Репутация: 1065
Лояльность: 764
Сообщения: 3578
С нами: 9 лет 2 месяца

Re: Опыт Православной педагогики в решении проблемы заикания

Сообщение #10 Mariaolga » 22.12.2012, 17:00

Ромарио писал(а):Ещё остаётся дождаться обещанных данных по практическим результатам. Меня интересует научная сторона вопроса - формат конференции действительно соответствует научному, со всеми доказательными аспектами в докладах?

Постараюсь получить такие материалы, если сами излечившиеся не выступят здесь, это было бы более вречатляюще.
О научности. Попробую получить у устроителей конференции материалы докладов. Без этого трудно оценить степень доказательности аргументов, специального образования у меня явно не хватает для такой оценки.
Есть в твоем сердце любовь. Есть в твоем сердце Небо. Есть в твоем сердце Бог.

#ОЛЬГА# F
Аватара
#ОЛЬГА# F
Репутация: 251
Лояльность: 545
Сообщения: 846
С нами: 10 лет 7 месяцев
Откуда: Екатеринбург
ВКонтакте

Re: Опыт Православной педагогики в решении проблемы заикания

Сообщение #11 #ОЛЬГА# » 22.12.2012, 21:40

Mariaolga писал(а):Следующий доклад - собственно о С.А. Рачинском, его личности и методе излечения заикания с помощью чтения древних акафистов, обладающих необычайной мелодикой и ритмикой.

Мария,то есть мелодика и ритмика тоже важны,а не только,собственно,молитва?
Надо жить умеючи, надо жить играючи,
В общем надо, братцы, жить припеваючи.

Гамлет M
Аватара
Гамлет M
Репутация: 262
Лояльность: 647
Сообщения: 996
С нами: 13 лет 8 месяцев
Откуда: Кишинев

Re: Опыт Православной педагогики в решении проблемы заикания

Сообщение #12 Гамлет » 23.12.2012, 00:02

Сурова Л. В. МЕТОДИКА ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Глава: Православная педагогика как общественное и духовное явление

1. Педагогика как область социально-общественной деятель­ности. Связь педагогики с господствующим в обществе миро­воззрением. Предмет педагогики. 2. Воспитание, обучение и раз­витие. 3. Содержание и особенности православной педагогики и отличие ее от других педагогических систем.

1. Напомним, что слово «педагогика» переводится с греческого как «детоводительство». Так называли слугу, который препровождал ученика к учителю (дидаскалу). Со временем это слово приобрело и новое значение - педагогикой стали называть искусство вос­питания детей, а также науку о воспитании. Как об­ласть общественной деятельности педагогика порож­дена самой жизнью. Она возникла вместе с обществом и умрет, видимо, тоже вместе с ним. Именно через воспитание общество репродуцирует себя, то есть обеспечивает свое воспроизводство.
[spoiler=]На протяжении всей истории развития человече­ства можно видеть не только разные личности педа­гогов, но и разные педагогические системы. Откуда же рождается та или иная педагогическая система? В каком отношении находится педагогика с обществен­ным сознанием данного времени?

Если мы посмотрим на любое общество, то обна­ружим некий комплекс доминирующих идей, систему ценностей, некую идеологию, через которую обще­ство не только осознает само себя, но и формулирует свои императивы, то есть систему долженствований. Она рождается из естественной потребности разви­тия, так как любое общество стремится не только себя воспроизвести, а как бы дойти до совершенства в са­мом себе, преодолеть противоречия и пороки сегод­няшнего дня. Эта-то система долженствований, а про­ще, правил и закладывается в основу педагогики -этим правилам начинают учить детей. Таким обра­зом, педагогика отражает не только нравы конкрет­ного исторического общества, но и то, как общество хочет жить, как оно мыслит себя в будущем. Этим и обусловлено содержание образования в каждую кон­кретно-историческую эпоху.

Пример. Общественным идеалом Древней Греции был всеобъемлющий принцип гармонии. И ценность человека невольно зависела от того, насколько он сам гармоничен, то есть разносторонне и целостно раз­вит. Это и определяло педагогическую систему гре­ков - установка делалась на гармоническое воспита­ние. Знакомый всем тезис «В здоровом теле - здоро­вый дух» невольно отразился и в педагогической си­стеме Греции. Духовное, сущностное начало вещей невольно оказывается здесь в подчинении у плени­тельной и совершенной материальной формы - гре­ческая школа вся устремлена к воспитанию эстети­ческого сознания, к идеалам прекрасного в разных областях жизни. По сути, только прекрасное и пони­мается как жизненно необходимое и достойное. От­сюда греческая школа стала школой искусств: гимна­стикой она стремилась развить тела своих воспитан­ников, музыкой - их способность пластично двигать­ся. Даже изучение грамматики носило эстетический характер - это было постижение внутренней структу­ры языка, которая открывала дорогу риторике - столь любимому в Древней Греции искусству говорить.

Проходит некоторое время, и школа принципиаль­но меняет свой характер. Средние века привели с собой новую жизнь. Проповедь христианства перевер­нула представления человечества о ценностях. В об­щественном сознании возникают новые идеалы, ко­торые ложатся в основу новой педагогики. Рождает­ся христианская школа, в которой основное внима­ние уделяется вопросам духовного воспитания. Му­зыка и гимнастика исчезают бесследно, но вот что примечательно, в Александрийской христианской школе и риторика не преподается, а, наоборот, счи­тается вредной наукой, порождающей в воспитанни­ках соблазнительные навыки пустословия и праздно­словия. Все внимание теперь сосредоточено на внут­реннем развитии личности, на воспитании души и ук­реплении духа.

Проходит еще некоторое время, и новая истори­ческая эпоха заявляет о себе новыми общественными устремлениями. Возрождение воскрешает интерес к эс­тетическим идеалам древности и силится сопрячь их с духовным багажом христианства. В общественном сознании вновь появляется внимание к личности че­ловека, к его индивидуальным духовным и душевным переживаниям.

Через несколько веков эпоха Просвещения выво­дит на арену общественной жизни новых кумиров: естественные и точные науки, - рождается новое мыш­ление, мышление естествоиспытателя.

Школа отражает каждый период истории челове­чества. Мало того, в одно и то же историческое вре­мя противоборствующие общественные и духовные тенденции обычно порождают каждая свою школу. Мы здесь говорим не только о содержании образова­ния, но и о формах и методах самого школьного дела. Идеалы школы не являются ее собственным порож­дением - они укоренены в обществе.

Таким образом, можно дать следующее определе­ние педагогике:

• Педагогика - это непрерывный общественный процесс воспитания детей, текущий в глубине лю­бого общества, который своим содержанием и формой точно отражает основной комплекс идей, бытующих в обществе, способы организации жизни конкретно-исторической эпохи и ее основ­ные общественные тенденции и противоречия.

2. Педагогику как общественное явление принято условно делить на несколько областей. Прежде всего это воспитание и обучение. Они представляют собой диалектическое единство, но вместе с тем можно вы­членить круг специальных интересов каждой.

Воспитание - это процесс ориентации детей в куль­турно-социальном пространстве общества, выраба­тывание у них определенных отношений к тем или иным общественным явлениям и понятиям, установ­ление иерархической системы ценностей. Воспита­ние по своим методам есть глубинное проникнове­ние в личность ребенка, формирование его миро­воззрения. Оно способно охватывать не только ум человека, но и проникать в его чувства, направлять волю. Именно на основании чувств и воли, подкреп­ленных ясным видением и пониманием действитель­ности, возникает у человека возможность активно­го поведения в обществе, адекватного своему ми­ровоззрению.

Великие педагоги считали, что процесс воспитания является базовым основанием любой педагогики.

«Несомненно, что воспитание ребенка может про­исходить помимо всякой преднамеренной теории и независимо от того, обращено ли на это внимание, -пишет Н. И. Пирогов в своей статье «Образование и воспитание». - Не учивши дитя, можно вырастить круглого невежду; но если его не воспитывать, то оно воспитается собственными средствами... От образо­вания некоторого взгляда на вещи - правильного или неправильного, - от образования нравственного ко­декса вы его не убережете». Таким образом, мы на педагогику «обречены», мы не можем устраниться, этим мы предали бы саму жизнь. «Человек есть су­щество самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием, - говорит Платон в книге «О законах», - если же его не воспи­тывать или давать ему ложное воспитание, то он бу­дет самым диким животным из всех, кого произво­дит земля»2.

В педагогической литературе можно встретить не­сколько синонимов слова «воспитание». Это образо­вание, формирование и даже просвещение. Во всех слу­чаях речь идет об участии в духовно-нравственном становлении личности. «Образовать человека, суще­ство самое непостоянное и самое сложное из всех, есть искусство из искусств» (Святой Григорий Назианзин).

Перейдем ко второй составляющей педагогики - к обучению. Обучение есть целенаправленный процесс передачи технологического, научного и художествен­ного опыта подрастающему поколению. В результате обучения дети получают систему научных знаний, фактов, овладевают практическими навыками жизне­деятельности. Умение читать и считать, умение мыс­лить и сопоставлять, умение решать различные зада­чи - вот что является одним из итогов правильного обучения. Но, пожалуй, самый главный навык, кото­рый должен быть привит человеку в детстве - это умение учиться, то есть желание приобретать новые и новые полезные знания и навыки. «Правильно обу­чать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, - пишет выдающийся педагог Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике», - а это значит раскрывать способность понимать вещи, чтобы имен­но из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки»3.

Любая профессиональная деятельность опирается на реальное умение человека, на его способность к тем или иным операциям. Отсюда иногда обучению отводят первенствующую роль в педагогике. С этим трудно согласиться, так как любая деятельность вклю­чает в себя анализ и понимание проблемы, умение и возможность ее разрешить, и, может быть, самое глав­ное - желание приложить свои усилия к ее решению. Можно научить правильно анализировать ситуацию и выработать нужные технологические навыки, но желание участвовать в деле и воля к труду могут быть развиты только в процессе длительного системного воспитания. Может быть, поэтому замечательный педагог Аделаида Семеновна Симанович писала в своей книге «Практические заметки об индивидуаль­ном и общественном воспитании маленьких детей»: «Обучение - одно из вспомогательных средств вос­питания. Посредством обучения, начиная с раннего возраста, приобретаются элементарные знания, раз­виваются умственные способности и нравственные силы». К этому близка была и позиция немецкого педагога Фридриха Фребеля, который первый про­возгласил тезис: воспитание - в процессе обучения, связав тем самым цель и средства педагогики в одно целостное действие.

Итак, функция педагогики - воспитывать и обучать.

Но реализуется она только при одном условии - ус­ловии развития.

Развитие - общий закон жизни. Развивается все: общество, искусство, производство, развивается ре­бенок, его тело, его сознание, но развивается и бо­лезнь, и преступные наклонности. Развитие - движе­ние от зерна к растению, цветку и плоду, от замысла к воплощению. Развитие жизни остановить нельзя, так же, как нельзя остановить время. Но педагогу недо­статочно эмпирически чувствовать факт развития, ему нужно осмыслить его философски, духовно. «Сущ­ность развития - в направленном изменении систем от менее упорядоченного к более упорядоченному состоянию, в росте их организации». Так определя­ет развитие современная психология. Причем мы ни­где не встретим в жизни автономной системы: всегда одна система будет заключена в другой, а вместе они будут живой частью третьей и так далее.

Таким образом, развитие есть само течение жиз­ни, сам ее процесс. Оказаться вне развития значило бы оказаться вне жизни. Поэтому для педагогики развитие - это та операционная среда, которая и дает наставнику возможность действовать, то есть стихийное развитие личности делать целенаправлен­ным. «Процессы развития делают научение возмож­ным, но само научение не является причиной разви­тия, - пишет замечательный английский психолог Томас Бауэр. - Способность к научению первона­чально определяется врожденными механизмами, которые могут угасать, если их не упражнять». Та­ким образом, постепенно вырисовываются и поле деятельности, и социально-психологические функции педагогики.

• Педагогика берет на себя функцию целена­правленного развития личности.

«Со всем сложнейшим миром окружающей дей­ствительности ребенок входит в бесконечное число отношений, - пишет А. С. Макаренко в «Книге для родителей», - каждое из которых неизменно развива­ется, переплетается с другими отношениями, услож­няется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто ни­какому учету, тем не менее, он создает в каждый мо­мент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им - вот зада­ча воспитания»7.

Мы очертили круг проблем, общий для любых пе­дагогических систем, ибо в структурном отношении они все обусловлены едиными законами. По-настоя­щему различным является, как мы уже пытались по­казать, содержание образования. Оно полностью оп­ределяется идеалами, господствующими в обществе или в определенной социальной группе. Предмет на­ших интересов - христианская педагогика, православ­ное воспитание, развитие и обучение детей. Попыта­емся осмыслить эти понятия, согласуя достижения современной психологии и педагогики с учением и жизнью Православной Церкви.

3. Отличие христианской педагогики от любой дру­гой педагогической системы заключается в том, что она готовит человека не только для полноценного земного существования, но, прежде всего - для жиз­ни будущего века. С христианством началась новая,

третья онтологическая эпоха: 1 - хаос, 2 - космос, 3 -Церковь. Христианство не просто комплекс неких идей, овладевших умами, а новая жизнь, новый чело­век, свидетельствующий о своих новых ощущениях, чувствах и мыслях.

Церковь - это именно собрание новых людей, де­лящихся друг с другом своим духовным опытом. Ми­трополит Антоний (Храповицкий) называет Церковь «собранием человеческих совестей». Новые люди обрели и новое призвание: по словам апостола Пав­ла, все мы призваны к святости. В христианстве жизнь, человека обретает особый смысл и значение.

Отсюда и христианская педагогика опирается не на какую бы то ни было философскую идею, а на само бытие Церкви как нового богоданного союза человека и Бога. Основанием ее стало, с одной сто­роны, христианское учение, а с другой - духовный опыт Церкви, то есть многообразные человеческие пути к святости. Из всего этого и вытекает, что:

• Содержание христианской педагогики - это прежде всего введение детей в жизнь Церкви, приобретение навыков общественной и личной духовной жизни. Кроме того, это воспитание христианского мировоззрения, осмысление мира, жизни, человека и его деятельности в свете Бо­жественного Откровения. И, наконец, это под­готовка детей к общественному христианскому служению, развитие их дарований, воспитание христианских чувств и воли.

Таким образом, христианская школа отличается от других прежде всего тем, что не может не ставить за­дачу организации христианской жизни детей, в кото­рой они приобретают новый опыт общения, общения в любви. Этот фактор является, пожалуй, самым зна­чительным и вместе с тем не поддается никакому ра­циональному регулированию. На первом месте стоит в христианской педагогике воспитание. Но и воспита­ние здесь не есть вырабатывание определенных норм поведения и стереотипов отношения, а живая духовная реакция на происходящее. В христианской педагогике мы не имеем жесткого свода нормативов и примеров, под которые нужно подогнать ребенка, жизнь каждо­го ценна именно своим личным путем и личным тру­дом, на это педагог и должен ориентироваться.

Святой Древней Церкви Климент Александрийский (II век), один из первых руководителей древнехри­стианской школы в Александрии, в своей книге «Пе­дагог» говорит о трех этапах христианского образо­вания: увещании, воспитании и научении. Они осу­ществляются не одновременно, а строго последова­тельно: сначала призывание к вере, указание на то, что уже в нашей жизни человек может обрести мир, свидетельствующий о Царствии Небесном. Затем пе­риод воспитания, когда идет реальное приучение себя к жизни по заповедям, тренировка воли и облагора­живание чувств. И только после того следует науче­ние высоким истинам Откровения, которые содержат­ся в Священном Писании.

На протяжении всех трех этапов истинным Педа­гогом, считает Климент Александрийский, является Господь Иисус Христос, Спаситель. О любом челове­ке именно Он совершает личное попечение, лично ведет его к спасению. Такая точка зрения не единич­на в Древней Церкви, скорее наоборот: вся история Церкви свидетельствует о Промысле Божием, кото­рый реализуется в личных судьбах людей. Если мы примем эту общецерковную точку зрения, нам станет понятной и роль христианского педагога в деле вос­питания личности. Мы - не самостоятельные возде­лыватели детских душ, а соработники Бога, ассистен­ты, помощники Первого Педагога, слова которого мы должны улавливать, и незримые действия кото­рого расшифровывать. И основу христианской педа­гогики тогда можно представить как тончайшее вслу­шивание в Промысл Божий, в слова Божественной пе­дагогики.

Но само вслушивание и созерцание - это большой труд. Можно сказать, что христианская педагогика -это не система тех или иных правил, а, прежде всего, вопрошающий христианский педагог. Педагог, кото­рый стоит рядом с ребенком и помогает ему среди общего шума жизни различать слова Божии.

Христианский педагог всегда находится на пере­крестке трех тайн:

- личностные особенности развития ребенка, его психологическая индивидуальность;

- промысл Божий о ребенке, о его духовном пути;

- чувство времени, как разворачивающееся в чело­веческой истории Божественное Домостроительство.

Наше христианское время принципиально отлича­ется от ветхозаветного. Если в книге «Второзаконие» содержится очень подробный перечень законов, ко­торые надо выполнять, и разъяснений к ним, то в хри­стианстве мы, прежде всего, сталкиваемся с законом любви. Высшими заповедями становятся, по словам Спасителя, заповеди: «Любите Бога и любите ближ­него», «Душу свою за други своя», «Возлюби ближне­го своего, как самого себя ». Как это можно вопло­тить в жизнь и как этому научить?! - может вырвать­ся вопрос. Тем не менее, именно эти, заповеди являют нам конечную цель и задачу христианского воспитания. Правда, задача эта осуществляется не только шко­лой, но школой совместно с Церковью. По сути, хри­стианская педагогика - это введение в Церковь, она готовит ребенка к духовной жизни, но сама не долж­на претендовать на духовное руководство.

Соработничество имеет две болезни: пассивность и своеволие. Досадно много в Церкви пассивных пе­дагогов. Они оправдываются обычно словами: «Что я могу своими малыми силами?! Господь Сам все как надо устроит, не надо ничего делать, давайте подож­дем, жили же наши предки с Богом без всякой педа­гогики и т. д...» Такие спекулятивные рассуждения обычно опираются на ложное смирение, которое на самом деле хуже гордыни. Они свидетельствуют не о вслушивании в слово Божие и не о любви к ребенку, а о душевной холодности, которая предвещена в кон­це времен, как великое оскудение благодати.

Да, соработник - это не законодатель и не началь­ник. «Я хочу быть карандашиком в Божиих руках», -сказала однажды всемирно известная христианская подвижница мать Тереза, всю свою жизнь посвятив­шая делам милосердия и сострадания. Быть прозрач­ным, чтобы не заслонять Бога, не становиться про­поведником самого себя, и вместе с тем быть дей­ственным, чтобы суметь выполнять волю Божию, -вот к чему должен стремиться христианский педагог. Боязнь же принять решение и возложить на свои пле­чи груз ответственности часто оборачивается простым дезертирством и предательством ребенка.

С другой стороны, не менее страшно и своеволие педагога, тем более, если это своеволие распростра­няется не только на руководство внешним поведени­ем ребенка, но претендует вторгнуться в его святая святых - в душу. Христианская педагогика именно

потому, что она в союзе с Церковью, должна четко знать свое место, то есть круг своих полномочий. Школьные занятия нельзя наделять никакой мисти­кой, никаким ритуализмом. Любая школа, прежде всего, должна быть подчинена законам детства, ду­ховный опыт педагога не должен довлеть над детьми.

Уместно здесь привести концепцию христианской педагогики профессора Свято-Владимирской семина­рии в Нью-Йорке Констанции Тарасар, четко сфор­мулированную в докладе на Рождественских чтениях 1998 г. Она рассматривает христианскую педагоги­ку в трех формах ее бытия: школа, богослужение и дом. На это практически и сориентированы догмати­ка, литургика и нравственное богословие. Но в ее системе они рассматриваются не как школьные пред­меты, а как три различные области христианской жизни, в которых нужно научиться жить ребенку. В каждой из них - свои педагогические методы. И хри­стианская педагогика должна охватывать все эти об­ласти, только тогда она выполнит свою задачу, то есть даст ребенку точные знания (школа), научит его со всей полнотой души молиться (участие в богослу­жении) и сохранять христианские идеалы в жизни, в реальном общении людей (нравственность). Эта по­зиция на сегодняшний день кажется наиболее целост­ной и соответствующей христианским идеалам.

На что же опирается христианская педагогика, как на свою незыблемую идейную основу? На то, что со­ставляет основу и Православного богословия, и бо­гослужебной практики Церкви, и домашнего благо­честия:

- на Священное Писание,

- на жизненную силу Таинств Церкви,

- на Священное Предание.Но педагогу нужно всегда помнить, что кроме Свя­щенного Предания Церкви есть предания историче­ские, «предания старины глубокой». В жизни они тес­но переплетены, и педагогу нужно научиться их раз­личать, чтобы не впасть в догматизацию историче­ских, этнических или культурных особенностей бы­тия Церкви.

Например, установление о храме. Моисею было дано точное указание, каким должно быть место, где Бог будет говорить с человеком. Первым походным, переносным храмом стала скиния собрания. Через три века в Палестине воздвигается Иерусалимский храм - он был единственным. А в наше время в Рос­сии великое множество храмов. Они сильно отлича­ются друг от друга по архитектурным особенностям, по убранству интерьера. Но во всех храмах есть и неизменные части: крест над маковкой, алтарь, пре­стол, богослужебные книги и священные сосуды. Можно ли говорить о едином образе православного храма? По-видимому, нет, во всяком случае, внешний образ - разный, внутреннее же содержание и назна­чение - едины. Православный педагог должен все­гда стремиться обнаружить этот незыблемый центр в Предании Церкви, священное содержание любого образа. Формы же бытия этого священного содер­жания будут различны.

И потому учить детей нужно, прежде всего, содер­жанию, а не форме. Это применимо ко всем областям знаний и человеческого опыта, но особенное значение это имеет для правильного развития и становления ду­ховной жизни ребенка: научение внешним формам бла­гочестия никогда не приводит к правдивости и духов­ной глубине. Формальные знания опасны тем, что при определенном количестве они начинают восприниматься как сущностные. Пожалуй, это главная опасность православной педагогики, постоянное ее искушение.

Нужно различать священное и историческое, свя­щенное и талантливое, священное и то, что нам нра­вится. Нельзя не вспомнить здесь слова отца Георгия Флоровского: «Два соблазна зачаровывают русскую душу. Соблазн священного быта, это соблазн Древ­ней Руси, соблазн старообрядчества... И соблазн пи-этического утешения, очарование душевного уюта»11. В полной мере эти соблазны искушают православ­ную школу: стремление воспитать у детей чистую правильную веру часто оборачивается воспитанием обрядоверия.

Ведь что такое обрядоверие? Это пристрастие к той или иной форме обряда. Оно плохо, прежде всего, тем, что это пристрастие, что человек перестает чув­ствовать центр Священного, а большее внимание об­ращает на форму.

Есть и духовный корень в обрядоверии: человек страшится остаться в поиске, в неведении, ему легче иметь пример для подражания и алгоритм действия, это дает определенную опору, ему начинает казаться, что он знает, как жить и что делать.

Но христианство нам никаких внешних образов для подражания и алгоритмов поведения дать не может. Утренние и вечерние молитвы - это молитвенные вопрошания, стояние в трепете и ожидании от Бога жи­вых словес, просвещающих и указующих нам каждо­дневный путь нашей жизни: «Да будет воля Твоя»!

Чем больше мы углубляемся в живой опыт Церк­ви, тем яснее становится, что содержанием христиан­ской педагогики являются не столько знания и миро­воззренческие установки, сколько сам метод препода­вания, метод уже вводящий, приучающий детей к во-прошанию как форме бытия. Православный педагог должен понимать, что христианин - крепость, в ко­торой правит Христос, а не он сам. Мы не властите­ли самих себя, а потому и дети, ученики - не наши подчиненные.

Сопоставим две вещи: педагогику и проповедь. Проповедь - это, прежде всего, слово веры, которое может стать началом движения человека к истинной жизни. Педагогика - это само движение, совместное движение учителя и ученика в пространстве диалога: слово веры должно непременно соединиться здесь с делом веры. Даже проповедь апостола Павла в арео­паге - необыкновенный образец ораторского искус­ства - была услышана только несколькими людьми, а после его слов о воскресении мертвых часть людей вообще перестала слушать, и только некоторые по­дошли к нему.

Для педагогики более подходит неразделенный об­раз Марфы и Марии - деятельного и созерцательно­го христианства: внимаем слову и... действуем по сло­ву. Это первая заповедь христианского педагога, это­му же учим и детей. Если мы педагогику сведем к проповеди, что часто и происходит в наших школах, то мы оставим ребенка в одиночестве.

В большую жизнь, которая детей ожидает, входит не только жизнь Церкви, но и жизнь общества, кото­рое их окружает дома, в школе, на улице. Христиан­ский педагог не может учить жить детей отдельно от жизни мира. Мы не знаем промысла Божия, и нужно ориентировать ребенка на жизнь глубоко самостоя­тельную и полную. Кто-то выберет монашеский путь, кто-то будет в миру врачом, строителем, художни­ком, кто-то придет на клирос петь. Педагоги не дол­жны воспитывать только клирошан, они должны, прежде всего, воспитывать христиан, которые будут трудиться на ниве Божией.

Отсюда и проблема развития ребенка решается в христианской педагогике так же, как и в школах с дру­гим мировоззрением: таланты надо развивать, это дары, которые Господь послал людям. Но само раз­витие должно быть целомудренным, не развращаю­щим, а, наоборот, собирающим воедино все силы души человека. Такое развитие личности по-настоящему и возможно только, когда мы осознаем себя образом и подобием Божиим. Только тогда человек получает как бы истинную систему координат и может ориентиро­ваться в жизни. Мир начинает восприниматься им не как общественно-бытовое поприще приложения сво­их сил и талантов, а как школа Вечной жизни, как начало пути к себе, к своему истинному «Я». Знания о Церкви ребенку дать не трудно, важно начать вместе с ним его духовный путь, то есть труды строительства себя по образу и подобию Божию.

Теперь нам может быть понятен кризис схоласти­ческой системы христианской педагогики, которая стремилась прежде всего наполнить ребенка христи­анскими знаниями. Знания не определяют жизнь ре­бенка. По сути, кризис схоластики - это кризис обу­чения, не связанного с воспитанием. Как видим, в хри­стианской педагогике этот вопрос стоит острее, чем в других школах.

• Духовное знание, не подкрепленное личным опытом, не проведенное в жизнь - способно боль­ше соблазнить, чем развить.

Живые формы педагогики рождались в самой Цер­кви на протяжении многих веков, но всегда они встре­чались с почти демоническим противостоянием схоластики, которая является соблазном для каждого нового поколения учителей.

Хорошую профилактическую помощь может ока­зать нам сама история христианской педагогики. Даже при беглом взгляде видна борьба косного, но ком­фортного для учителя способа обучения как вещания, как декларирования прописных истин и педагогиче­ских поисков новых форм организации педагогиче­ского процесса.

Замечателен вклад в христианскую педагогику Ни­колая Дмитриевича Ушинского. Его «Педагогическая антропология», в которой разбираются глубочайшие проблемы формирования личности ребенка, поисти­не должна стать настольной книгой православного учителя. Важны также работы Н. И. Пирогова, горя­чо радеющего о целостном воспитании. Ни с чем не сравним необыкновенный опыт Сачинского, который создал свою сельскую школу-общину.

Но, к сожалению, таких примеров мало. А ведь преподавание Закона Божиего в гимназиях, реальных училищах и школах было обязательным - стало быть, педагогов Закона Божиего было очень много. Поче­му же история страны и история литературы сохра­нили так много отрицательных примеров? Можно ли посчитать это тенденциозной ошибкой? Вряд ли. Повсеместное господство схоластики в духовной шко­ле не давало возможности родиться православной педагогике как живой системе духовного воспитания детей. Педагогический опыт святого Иоанна Крон­штадтского с его пылким стремлением пробудить в ребенке любовь к Богу для конца XIX - начала XX века был, скорее, исключением, чем правилом. Кро­ме того, он практически неповторим, так как держится на необыкновенной духовной силе личности святого.

Массовое же учительство в области Закона Божиего было ориентировано на начетничество, то есть на заучивание Священных истин вне какой бы то ни было связи с духовной жизнью самого ребенка.

Поэтому разрыв в традиции, который исторически образовался в православной педагогике России, мо­жет быть, не следует слишком драматизировать: те­перь мы можем лучше рассмотреть, что в христиан­ской школе дореволюционной России было вызвано требованиями времени, что - человеческими слабостя­ми и страстями, а что поистине являло собой педаго­гическое открытие и честное служение христианина.

Традицию в христианской педагогике мы должны понимать не как повторение и воспроизведение ста­рых, привычных форм учебного процесса, а как еди­нение с истиной, как рождение новых форм и мето­дов образования, во времени соответствующих свя­щенному содержанию жизни Церкви. Таким образом, само собой уточняется и понятие развития в христи­анской педагогике.

• Развитие - это поиск и обретение ребенком новых форм интеллектуального, эмоционально­го и духовного бытия в традиции и Предании Церкви.

Язык Церкви христианским педагогом должен быть правильно услышан и переведен на язык времени, надо сопрячь детскую душу, еще не знающую саму себя, с той живой жизнью, которой живет не только весь приход, но и вся Церковь. Но чтобы это стало возможным, прежде всего нужно посмотреть на де­тей. Каковы же сегодняшние дети и как на них отра­зилось время? Педагог должен быть мужественным, он должен посмотреть, кто к нему пришел, и что он может сделать для этого человека. Детоводительство, коим является педагогика, в большей мере, чем лю­бое другое служение, зависит от того, кого мы собра­лись вести.

Пример. На занятия в воскресную школу пришли две девочки 13 лет. Очень скоро оказалось, что у них нет не только представления о девстве и целомудрии, но и о ценности человека, как целостного существа. Круг интересов - мальчики, деньги, интимные отно­шения, школа, поскольку там они встречаются с маль­чиками, и... все. Мамы этих девочек родили их в оди­ночестве в возрасте 16-17 лет. Материнство их было чисто номинальным. Фактически эти девочки не толь­ко духовно беспризорны, они беспризорны и как дети, и как девочки. У одной была бабушка, у другой - нет. Фактически их воспитывала улица. Чудо само по себе уже то, что эти девочки пришли в храм, но они не могут и сами сказать - зачем? Они все запол­нены чувственностью и ничем более, интеллект не развит, даже эмоциональная сфера подавлена грубо­стью физиологических инстинктов.

Что с ними сделать? Как установить контакт и на какой почве? У них свой язык и своя, уже сложившая­ся система ценностей. Она так не согласуется с при­вычными ценностями христианства, что возникает же­лание отмежеваться от этих заблудших овец. Вот это-то отмежевание и является главным трудноискоренимым наследием нашего идеологического прошлого. Оно через века аукается с инквизиторской схоласти­кой и в современной православной школе сеет семе­на ревностного благочестия, а не служения ближне­му. Служение требует сближения. Безличная пропо­ведь христианства невозможна, это подмена любви законом, то есть возврат к дохристианскому прошлому. Тем более невозможна безличная христианская педагогика.

Но как же быть с этими девочками? Искать в их системе координат неполноту и несоответствие с ре­альной жизнью и на их языке пытаться указать на эти противоречия. Возникнут вопросы. Попытаться найти новые, ранее неизвестные связи в жизни, то есть раздвинуть горизонт. Опять возникнут вопросы - и так шаг за шагом по лестнице вверх из тьмы себя к свету, к Богу. Но, правда, это возможно только в том случае, когда вы не чувствуете собственного превос­ходства, не совершаете «акции спасения», а просто рассказываете о своем счастье жизни в Церкви - про­сто делитесь радостью Благой вести.

• Учить - не уча! - вот высшая форма воспитания.

Для определенного возраста она одна-единствен-ная.

Поэтому я хочу предложить всем учительское до­машнее задание: посмотрите на сегодняшнего ребен­ка любого возраста, начиная с 6 лет, и запишите все, что вы увидите. Нельзя наблюдать за своим ребен­ком или за ребенком, с которым вы играете. Вы дол­жны оставаться пассивным в момент наблюдения и не входить в контакт. Это непременное условие на­блюдения. Кроме того, есть несколько ограничений в этом упражнении.

1) Нельзя употреблять местоимение «я». Не нужно писать, что Вы подумали и почувствовали, нужно пы­таться смотреть на ребенка, а не на себя. Но не при­думывать его чувства, а записывать то, что вы точно видели.

2) Нельзя ребенка оценивать, нужно просто пока­зать, что и как он делает.3) Нельзя никого ни с кем сравнивать, сравнение -завуалированная форма нашей оценки. К тому же каждый человек - необыкновенная индивидуальность, сотворенная Богом, нужно стараться его видеть та­ким, какой он есть.
Это задание поможет нам приблизиться к ребенку, понять его жизнь и его ценности. Ведь часто нам толь­ко кажется, что мы видим детей, на самом деле мы в основном видим, слышим и чувствуем самих себя. И педагогика наша становится в таком случае служени­ем себе, а не служением ребенку. Попытаемся смес­тить центр нашего внимания на ребенка - это начало нашего диалога с ним.[/spoiler]


информация с сайта http://www.klikovo.ru
(по возможности просьба размещать материалы здесь, а не давать ссылки на чужие сайты S.)
Сначала тебя не замечают. Потом над тобой смеются. Потом с тобой борются. А потом ты побеждаешь. (С) Махатма Ганди.

Skif
Админ
Аватара
Skif
Админ
Репутация: 3012
Лояльность: 3814
Сообщения: 11318
С нами: 15 лет 3 месяца
Откуда: СПб

Re: Опыт Православной педагогики в решении проблемы заикания

Сообщение #13 Skif » 23.12.2012, 00:22

Внимательно прочитал все, что здесь сегодня написали.
Исходя из того, что эта тема находится в особо модерируемом отделе "методик" оставлю здесь только несколько постов, имеющих отношение к заявленной теме в названии. Все остальное переношу в тему "Вопросы православия".
Попрошу всех в этой теме не офф-топить и обсуждать конкретно заявленные материалы, а не религию, православие в целом, атеизм и прочие вещи.
Надеюсь, мне не придется включать административные рычаги наведения порядка на форуме.
Самурай без меча - такой же, как самурай с мечом, только без меча

Mariaolga
Mariaolga
Репутация: 1065
Лояльность: 764
Сообщения: 3578
С нами: 9 лет 2 месяца

Re: Опыт Православной педагогики в решении проблемы заикания

Сообщение #14 Mariaolga » 23.12.2012, 11:27

#ОЛЬГА# писал(а):Мария,то есть мелодика и ритмика тоже важны,а не только,собственно,молитва?

Олечка, я думаю, что да, важны, ведь не зря современная лингвистика выделила самостоятельный язык молитвы.
Есть в твоем сердце любовь. Есть в твоем сердце Небо. Есть в твоем сердце Бог.

Mariaolga
Mariaolga
Репутация: 1065
Лояльность: 764
Сообщения: 3578
С нами: 9 лет 2 месяца

О конференции

Сообщение #15 Mariaolga » 23.12.2012, 11:31

Сейчас формируются видеоматериалы о конференции, возникают некоторые затруднения с выведением их на форум, но надеемся, что в ближайшее время это будет сделано.
Так что подождем? :D
Есть в твоем сердце любовь. Есть в твоем сердце Небо. Есть в твоем сердце Бог.

Panzer
Panzer
Репутация: 39
Лояльность: 15
Сообщения: 90
С нами: 8 лет 1 месяц

Re: Опыт Православной педагогики в решении проблемы заикания

Сообщение #16 Panzer » 23.12.2012, 12:49

Гамлет, спасибо за такое большое, но емкое сообщение. Много почерпнул для себя полезного. Есть над чем задуматься.

jkey
jkey
Репутация: 17
Лояльность: 0
Сообщения: 175
С нами: 9 лет 4 месяца
Откуда: Камчатка
Сайт

Re: Опыт Православной педагогики в решении проблемы заикания

Сообщение #17 jkey » 23.12.2012, 13:34

Предлагаю вашему вниманию видеоролик "Заикание - начало духовного пути".
Слабый пол сильнее сильного в силу слабости сильного пола к слабому!

#ОЛЬГА# F
Аватара
#ОЛЬГА# F
Репутация: 251
Лояльность: 545
Сообщения: 846
С нами: 10 лет 7 месяцев
Откуда: Екатеринбург
ВКонтакте

Re: Опыт Православной педагогики в решении проблемы заикания

Сообщение #18 #ОЛЬГА# » 23.12.2012, 13:43

Мрия, Роман П. это тот ,кого мы видели в передаче с о. Иоанном?
Надо жить умеючи, надо жить играючи,
В общем надо, братцы, жить припеваючи.

jkey
jkey
Репутация: 17
Лояльность: 0
Сообщения: 175
С нами: 9 лет 4 месяца
Откуда: Камчатка
Сайт

Re: Опыт Православной педагогики в решении проблемы заикания

Сообщение #19 jkey » 23.12.2012, 13:55

jkey писал(а):Предлагаю вашему вниманию видеоролик "Заикание - начало духовного пути".

Данный фильм был показан на научно практической конференции, о которой говорилось выше.
Слабый пол сильнее сильного в силу слабости сильного пола к слабому!

Panzer
Panzer
Репутация: 39
Лояльность: 15
Сообщения: 90
С нами: 8 лет 1 месяц

Re: Опыт Православной педагогики в решении проблемы заикания

Сообщение #20 Panzer » 23.12.2012, 14:17

jkey, спасибо. Есть ли еще видеоматериалы по этой тематике (методике)? Если есть, то можно ли их увидеть на форуме? Особенно интересно послушать речь людей после лечения.


Вернуться в «Методики лечения заикания»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 3 гостя
Боты: Majestic-12 [Bot]