О важности интонации.

Описание: Общие вопросы по тематике сайта.
Модераторы: Inkognito, Skif

ParadoX M
ParadoX M
Репутация: 2
Лояльность: 0
Сообщения: 329
С нами: 16 лет 3 месяца
Откуда: Россия

Сообщение #1 ParadoX » 22.12.2005, 21:52

Несколько слов об интонации. Как об весьма важной составляющей здоровой речи. Вот попалась тут статья Л.З. Арутюнян, правда она написана достаточно давно, тем не менее думаю можно почерпнуть не мало интересного.
Видел ещё хорошие статьи Лохова связанные с этой темой, но сейчас не нашёл. Материалы размещены без согласия авторов, ну уж звиняйте, копирайты вроде сохранены :)


КОРРЕКЦИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ
Л.З. Арутюнян


В последние годы все больше внимания обращается на изучение интонационной стороны речи людей, страдающих заиканием ...
(Под интонацией мы понимаем изменение высоты тона, силы и длительности звуков, придающих определенное значение живой речи и образующих звуковой строй предложений и более крупных единиц речевого общения. Подвижное соотнесение высоты, силы, длительности и перерывов в звучании образует такие элементы интонации, как мелодику, ударение, темп.)
В ряде работ, посвященных интересующей нас проблеме, говорится о нарушении ритма, мелодии, динамики речи заикающихся (З.Матанова, С.Машура, 1984; Г.А. Волкова, 1985 и др.). В некоторых исследованиях мы находим данные, подтверждающие это экспериментально. Так, А. Ю. Панасюк установил, что перепады частоты основного тона у взрослых заикающихся на 30 % меньше, чем у нормально говорящих детей. Т. С. Когновицкая, измерявшая максимальные и минимальные значения перепадов частоты основного тона у заикающихся детей, также показывает, что они на 15 % ниже, чем у здоровых детей.
Задача данной работы — изложить систему приемов, которые позволяют одновременно корригировать различные компоненты интонационной стороны речи заикающихся.
Особенностью предлагаемого подхода является то, что мы относимся к интонационной стороне речи (ритм, темп, мелодика, паузирование, динамическая гармония) как к живому целостному организму, который трудно было бы «настроить по частям (по узлам)», как это делается со сложными машинами в технике...
Следует отметить, что нарушение интонационной стороны речи у заикающихся становится особенно очевидным при замедлении речи (Л.З.Андронова, 1986; Г.Д.Неткачев, 1913). Это происходит в тех случаях, когда мы с целью коррекции заикания предлагаем использовать шепотную, громкую речь, полный стиль произношения и т.д. Замедляется она и тогда, когда мы просим ответить на вопрос одним словом, затем двумя словами и т.д. Ведь известно, что длительность гласных в тексте по сравнению с их длительностью в изолированно произнесенных словах значительно сокращается (иногда даже в два раза). При использовании любой из методик речь заикающихся осознанно или неосознанно замедляется, и тогда особенно заметным становится существенный недостаток их речи — ее монотонность. Ухо заикающихся (их собственный аудитор), которое не всегда строго судит привычную заикливую речь, а иногда даже не замечает легкие спазматические задержки, хорошо улавливает монотонную интонацию. Мнительные заикающиеся часто оказываются не способными необходимое время пользоваться замедленной речью и, несмотря на убеждающие активизирующие беседы, отказываются от нее. Они снова возвращаются к скороговорению, которое в первое время лечения незамедлительно провоцирует заикание. Значит, коррекция интонационной стороны речи необходима уже с первых этапов лечения, и не столько потому, что в противном случае после из¬лечения речь может оказаться недостаточно интонированной, сколько по той причине, что достижение естественного звучания речи обеспечивает успешность занятий и позволяет заикающимся почувствовать себя достаточно уверенными в общении...
Первым шагом могут явиться разъясняющие беседы, подчеркивающие важность задания, и простой эксперимент, доказывающий, что замедление не рождает монотонного звучания, а только проявляет недостаток интонационной стороны речи, который присущ заикающимся. Эксперимент заключается в следующем:
аудиторы (сами заикающиеся) прослушивают речь диктора, которым может быть логопед или любой нормально говорящий человек. Диктор, специально пользуясь разными темпами речи (медленным, средним, быстрым), читает один и тот же отрывок сначала монотонно, затем выразительно. Темп речи заикающиеся могут измерить своими секундомерами. В результате оказывается, что даже нормальный темп речи при монотонном звучании воспринимается аудиторами как крайне замедленный. Наоборот, речь, значительно замедленная, но выразительная воспринимается слушателями как речь естественная. Осознание этого является важным для заикающихся и активизирует их работу над интонацией.
Значительно облегчает работу над интонационной стороной речи введенный нами в практику способ лечения заикания, осно¬ванный на синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, диктующими ритмико-интонационный рисунок фразы (Л.З.Андронова, М.А.Арутюнян, 1984). <...>
...Для того чтобы это положение стало понятным, познакомимся с используемыми при этом способе коррекции заикания «правилами руки»:
рука не напряжена и расположена на любом предмете (лучше на бедре). Кисть руки при этом располагается, как при игре на фортепиано, она округла и свободна;
началу каждой синтагмы соответствует нажатие большого пальца;
пальцы движутся поочередно (1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 4-й, 3-й...), «отсчитывая» слоги;
пальцы руки как бы имитируют плавную игру на фортепиано (легато), что способствует слиянию слогов и слов в синтагме;
первый слог синтагмы выделяется как более сильным и длительным нажатием большого пальца, так и более четким его произнесением. Это является «буксирным» импульсом для запуска первого слога синтагмы;
таким же более сильным и длительным нажатием пальца и, соответственно, акцентированным произнесением выделяются все сильные позиции в синтагме.
В данном способе пальцы ведущей руки своими последователь¬но организованными движениями как бы набирают слоги в разнометричные рисунки слов. Именно от скорости и ритма их движений зависят темп и ритм речи заикающихся. А так как ритм и темп движения пальцев у заикающихся не нарушены, а говорят Вони, сопрягая речь с движениями руки, постоянно в течение примерно полугода, через руку налаживается темп, ритм речи и слитное произнесение слов в речевом отрезке. Кроме того, более сильным нажатием пальца, длительностью произнесения и голосом выделяются все сильные позиции в синтагме. В начале занятий, когда пальцы еще не способны к быстрому переключению от движения к движению и темп речи, соответственно, несколько замедлен, особенно благодатна работа по выделению логических ударений. От синтагмы к синтагме пальцы находят логические ударения, которые выделяются одновременно большей силой давления одного из пальцев на поверхность, длительностью произнесения голосом. Следовательно, решается вопрос наладки и этого элемента интонации.
Этот способ лечения позволяет наладить и паузирование. По правилам руки каждый первый слог синтагмы выделяется как более сильным и длительным нажатием большого пальца, так и более четким его произнесением. Необходимость в начале каждой синтагмы синхронизировать нажатие 1-го пальца и акцентиро¬ванное произнесение первого слога требует (по крайней мере, в начале работы) концентрации внимания и в связи с этим остановки. Таким образом налаживается и произнесение начала каж¬дой синтагмы и паузирование...
Для коррекции мелодики речи многими специалистами широко используется пение. По В. И. Дресвянникову, во время пения у заикающихся исчезает повышенное напряжение дыхательных и артикуляционных мышц. Пение помогает развивать в домашних условиях силу голоса, чистоту его звучания и мелодику речи. Мы уделяем пению настолько большое внимание, что оно вводится не на отдельных логоритмических занятиях, а на каждом логопедическом занятии. Уже на одном из первых занятий для того, чтобы техника синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки усваивалась успешнее, заикающимся предлагается петь под «аккомпанемент» пальцев отдельные музыкальные фразы общеизвестных песен с сильной долей на начале. Затем фразы дублируются без мелодии, но при этом сохраняется интонационный рисунок спетой фразы. В речи, как и в пении, от слога к слогу понижается и повышается высота тона, мы изображаем это графически, располагая слоги на нотном стане. Вместе с заикающимися дирижируем и спетую, и сказанную фразы. Затем мы поем не только музыкальные фразы, но и отдельные слова, словосочетания, сочиняем нехитрые мелодии к хорошо знакомым стихам и поем их. Поем сказки, инсценируя их, сочиняем «собственные оперы». Поем и обыденные фразы. Во всех случаях общим остается то, что все поется под «аккомпанемент» пальцев, затем все спетое так же дублируется без мелодии. При этом непременно сохраняется интонационный рисунок спетой фразы. Таким образом, все более понятной становится мысль: «Говорим, как поем». Мы подчеркиваем, что в течение всего дня, общаясь, человек, по сути, поет, создавая свою (только ему свойственную) речевую мелодию, без нее нет полноценной речи. Нередко во время пения мы останавливаем заикающихся и просим их сконцентрировать внимание на внутреннем самочувствии, подчеркивая, что в этот момент они расслаблены и спокойны, т.е. находятся в том состо¬янии, для достижения которого обычно приходится прибегать к дополнительным мерам. Состояние, испытываемое при пении, становится своеобразным эталоном самочувствия. Это состояние надо стремиться ощутить во время речи и вне логопедического кабинета, в домашних условиях. Ведь работа, направленная на коррекцию мелодики, — процесс длительный. Мелодику речи заикающихся долго «воспитывало» заикание, и было бы наивным предполагать, что для восстановления нормальной мелодики достаточно только показа образцов речи на занятии.
Нормализации интонационной стороны речи также подчине¬ны занятия, направленные на формирование свободного, непринужденного звукоизвлечения. С этой целью мы применяем элементы системы постановки голоса Д. Е. Огороднова, считающего основным условием формирования голоса непринужденность и наибольшую свободу его звучания. Для этого в пении, а следовательно, затем и в речи, прежде всего необходимо добиться такой артикуляции, при которой свободно, спокойно движется нижняя челюсть. Как показывает опыт, нижняя челюсть у заикающихся постоянно напряжена. По мнению Д. Е. Огороднова, зажатая нижняя челюсть связана с зажимом гортани. Он рекомендует влиять на работу гортани через артикуляцию, поскольку движения рта и лицевых мышц более произвольны, чем движения мышц гортани. Легче всего научить правильно открывать рот на гласном у. При этом мы используем прием, данный Д. Е. Огородновым: предлагаем слегка надавить на щеки так, чтобы кончики пальцев прошли между зубами и подбородок опустился. В этом положении нужно пропеть звук у. Руководитель настраивает присутствующих на занятия, показывая, как правильно поется звук. Услышав затем свободное звучание собственного голоса, заикающиеся запоминают положение артикуляционных органов, учатся сами его находить. По Д. Е. Огороднову, «певческий звук на гласном у при глубоко и свободно опущенной нижней челюсти приобретает характер поразительной легкости, естественности, мягкости, нежности, эмоциональной теплоты». Этот гласный оказывается наиболее удобным для начала работы еще и потому, что он не редуцируется, наиболее стабилен в звучании. В последующем та мане¬ра артикуляции, которая найдена для гласного у, будет усвоена и на других звуках. Требуя в упражнениях хорошо открывать рот на гласных у, о, а, не нужно бояться преувеличений. Важно преодолеть ту напряженность, которая свойственна артикуляции заика¬ющихся.
Мы обращаем внимание и на высоту тона, так как с его повы¬шением растет напряжение голоса. Поэтому тренировки свободного звукоизвлечения целесообразно начать с самого нижнего отрезка голосового диапазона. Затем уже в дальнейших упражнениях можно использовать более высокие тона голоса. <...>
В беседах с заикающимися мы подчеркиваем, что работа над интонационной стороной никоим образом не направлена на украшательство речи, что без использования интонации трудно передать смысл сообщаемого, и речь остается неполноценной. Мы возвращаем заикающихся к истокам развития речи, ко времени бурного накопления интонационного словаря, когда ребенок пе¬редает смысл высказанного в меньшей степени звуковым соста¬вом слова, а в значительно большей — жестом, мимикой, позой, взглядом, мелодикой.
Практически эта работа выполняется следующим образом. Мы просим ярко, живо представить себе какой-то предмет, а затем, используя приемы пантомимы, гротескно изобразить его с помощью взгляда, жеста, мимики, одновременно беззвучно артикулируя. Просим повторить то же самое, но еще более свободно и с голосом. Задание таково, что становится невозможным просто «механическое» произнесение слова. Наступает момент, когда заикающиеся способны передать смысл слова, используя не только звуковой состав, но и яркую, живую интонацию. Аналогичными упражнениями мы пытаемся добиться того, чтобы точная интонация при произнесении предложенного слова зафиксировалась в памяти. Затем заикающиеся произносят это же слово, по памяти повторяя возникшую у них интонацию и сопровождая слово редуцированным жестом, к которому прибегают все нормально говорящие люди. В заключение просим произнести слово, по памяти сохраняя всю живость собственных интонационных красок, но синхронизируя речь с движениями пальцев ведущей руки. Так мы получаем живое звучание речи.
В начале этой работы используем слова, которые позволяют вызвать наиболее яркие образные представления (например, солнышко), используем и слова-антонимы (маленький—большой, сладкий—горький). Обычно после первой недели занятий подобные задания довольно легко выполняются. Затем, используя те же приемы и в той же последовательности, обучаем голосом передавать более тонкие оттенки значений (например, маленький, побольше, большой, огромный). Далее таким же образом работаем над каждым словом в контексте. Вначале предлагаем для этого двусоставные предложения и постепенно усложняем их. При этом описанным выше способом работаем с каждым словом предложения отдельно, как бы проводя его интонационный анализ (обращаем внимание на то, что у каждого слова свой ритм, свой мелодический рисунок). И только затем синтезируем полученное в интонационное единство, стараясь сохранить своеобразность звучания каждого слова, как это и бывает в норме. Причем обращаем внимание на то, что каждое слово многократно меняет свой ритм и мелодию в зависимости от контекста.
В заключение еще раз подчеркнем, что описываемый способ позволит устранить судороги и корригировать интонационную сторону речи одновременно. Это значительно повышает результативность работы, экономя время, налаживает динамическую гармонию речи заикающихся, расширяет ее вариативность, оказывает косвенное влияние на личность заикающихся.
И только тогда, когда достигнут успех по всем направлениям, собственным трудом добыта уверенность в возможности всегда и везде говорить свободно, когда растет убежденность, что приобретенная речь естественна и красива, у заикающихся возникает вера, что эта речь останется навсегда. Заикание «изнашивается», не остается его следов («хвостов доминанты», по А.А.Ухтомско¬му), оживление которых может привести к рецидиву.

Дефектология. - 1988 - № 6. - с. 63-67
----

jaw
jaw
Репутация: 0
Лояльность: 0
Сообщения: 2
С нами: 14 лет 3 месяца

Сообщение #2 jaw » 23.12.2005, 06:01

А может интонация помогает потому, что заикающийся присто переключает внимание со своей проблемы на интонацию? :roll:

BigMaK
BigMaK
Репутация: 0
Лояльность: 0
Сообщения: 91
С нами: 14 лет 8 месяцев
Откуда: Московскся область
ICQ

Сообщение #3 BigMaK » 23.12.2005, 14:22

to jaw: Не, правильная интонация помогает расслаблению.
Любишь качаться - люби и качайся

McLaughin
McLaughin
Репутация: 28
Лояльность: 9
Сообщения: 406
С нами: 12 лет 10 месяцев
Откуда: Рязань

Сообщение #4 McLaughin » 18.05.2007, 18:06

+1
Некоторые люди просят меня рассказать тот или инной анекдот. И я практически не заикаюсь, потому что при рассказывания анекдота, я вхожу в роль, я весь в интонациях, даже иногда с жестикулированием, и как-то говорить легче.

Но говорить с интонацией не всегда удаётся... К примеру звонит телефон... Бывает поднимаешь, и сложно просто так сказать "Алё"... А к примеру звонит близкий друг, и я могу так с какой-нить кокетливой интонацией сказать "Алёё =)", и он воспринимает это просто как за пафос, за шутку, а на самом деле я пытался начать разговор =)
гхм....

mrr
mrr
Репутация: 0
Лояльность: 0
Сообщения: 18
С нами: 12 лет 10 месяцев

Сообщение #5 mrr » 05.06.2007, 18:16

А я когда пародирую кавказкий акцент, вообще не заикаюсь!!! :)
А обычная речь, действительно, мало наполнена интонацией... там бы главное сказать, не до интонаций...

mrr
mrr
Репутация: 0
Лояльность: 0
Сообщения: 18
С нами: 12 лет 10 месяцев

Сообщение #6 mrr » 05.06.2007, 18:17

А вообще, очень интресная статья, подчеркнул из нее кое то новое для себя.

McLaughin
McLaughin
Репутация: 28
Лояльность: 9
Сообщения: 406
С нами: 12 лет 10 месяцев
Откуда: Рязань

Сообщение #7 McLaughin » 05.06.2007, 19:34

mrr писал(а):А я когда пародирую кавказкий акцент, вообще не заикаюсь!!! Smile
Во-во.. Я не мог как раз вспомнить более подходящий пример, чтоб понятен был. Прально - анекдоты про грузинов я думаю каждый заикающийся может свободно рассказать =)
Так же анекдоты про алкашей - пародировать пьяную речь =)
гхм....

Мышонок M
Мышонок M
Репутация: 5
Лояльность: 1
Сообщения: 66
С нами: 6 лет

Сообщение #8 Мышонок » 21.03.2015, 12:57

McLaughin писал(а):
mrr писал(а):А я когда пародирую кавказкий акцент, вообще не заикаюсь!!! Smile
Во-во.. Я не мог как раз вспомнить более подходящий пример, чтоб понятен был. Прально - анекдоты про грузинов я думаю каждый заикающийся может свободно рассказать =)
Так же анекдоты про алкашей - пародировать пьяную речь =)
А вот врачи, которую создали компьютерную программу для лечения заикания, в повседневной жизни рекомендуют общаться с людьми без интонации,низким голосом.

Бирюк
Бирюк
Репутация: 15
Лояльность: 0
Сообщения: 46
С нами: 6 лет 1 месяц

Сообщение #9 Бирюк » 21.03.2015, 19:53

mrr писал(а):А я когда пародирую кавказкий акцент, вообще не заикаюсь!!! :)
А обычная речь, действительно, мало наполнена интонацией... там бы главное сказать, не до интонаций...

А эстонскую м-е-е-е-д-л-л-л-е-е-е-е-н-н-н-н-у-ю речь не пробовали пародировать? Тоже не будете заикаться. Любой ИНОЙ акцент, а то и просто намеренный дефект речи (картавость, шепелявость, "японскость"- (то-есть невыговаривание буквы "Л") обязательно приведут к отсутствию, или хоша бы уменьшению заикания. Как вариант, попробуйте рассказать анекдот или историю про заику и при этом заикаться намеренно. Убедитесь на опыте, что ваше родное заикание отступает на далёкий задний план.

Amon M
Amon M
Репутация: 464
Лояльность: 1571
Сообщения: 1160
С нами: 5 лет 10 месяцев

Сообщение #10 Amon » 21.03.2015, 20:39

Бирюк, я, например, рассматриваю интонацию как элемент актерства, когда мы играем роль, то заикания нет ;-)

Бирюк
Бирюк
Репутация: 15
Лояльность: 0
Сообщения: 46
С нами: 6 лет 1 месяц

Сообщение #11 Бирюк » 21.03.2015, 22:27

Amon писал(а):Бирюк, я, например, рассматриваю интонацию как элемент актерства, когда мы играем роль, то заикания нет ;-)

Так в жизни-то мы тоже играем роли. Каждая ситуация вызывает в нас какую-то роль. Неважно, старую или новую. А когда человека учат, например, молчать; говорить медленно; говорить на выдохе - разве это всё не новые роли? Ведь, (писал об этом уже хрен знает сколько раз) в конечном счёте человека приучают к НОВОЙ роли самого себя, только НЕзаикающегося.

Без вопросов, интонация - это важная часть любой роли. Но... - только часть, и далеко не единственная. Говоря строго формально, любой текст произнесённый без интонации - это тоже своеобразная интонация. Только не цветная, а чёрно-белая.

Amon M
Amon M
Репутация: 464
Лояльность: 1571
Сообщения: 1160
С нами: 5 лет 10 месяцев

Сообщение #12 Amon » 21.03.2015, 23:19

Бирюк, только проблема в том, что не все умеют (или не хотят) играть :mrgreen:

Бирюк
Бирюк
Репутация: 15
Лояльность: 0
Сообщения: 46
С нами: 6 лет 1 месяц

Сообщение #13 Бирюк » 21.03.2015, 23:22

ага


Вернуться в «Общие вопросы о заикании»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 11 гостей