Хорошей тренировкой правильных речевых навыков и профилактикой заикания является чтение стихотворений, которым свойственна внутренняя и внешняя организованность.
Строгое чередование ударных и безударных слогов, согласование рифмованных окончаний и обязательная строковая пауза придают стиху речевую и музыкальную организованность: речь очень ритмична, мелодична, каждая строка ведет за собой другую строку. Постоянная практика чтения стихотворения очень полезна для устранения заикания как у взрослых, так и у детей.
Поэтический текст — это высшая форма организации языка, когда для понимания содержания важно все: и значение слов, и рифма, и ритм, и звук, и интонация.
Анализируя тот или иной текст, обращайте внимание не только на звукопись, образные возможности слова, но и на рифму, словесное ударение, ритмическую организацию стиха, а также интонацию.
Рифма — это яркая особенность стиха, которая строится на фонетических возможностях звуковой системы — на звуковых повторах.
Рифма служит не только для украшения текста, создания благозвучия, но и является изобразительным средством, рифма «услаждает слух» (В. Тре-диаковский) читателя или «требует отклика, ударения, внимания» (В. Даль).
Русская рифма богата и разнообразна. По расположению строк различают рифмы: смежные — рифмовка соседних стихов; перекрестные — первый стих рифмуется с третьим, второй с четвертым; кольцевые — первый стих рифмуется с четвертым, второй — с третьим.
Кроме этого, важно обратить внимание на строфу — повторяющиеся в стихотворении сочетания двух или нескольких строк, объединенные системой рифм и общей интонацией. Исходя из этого различают: двустишия, трехстишия, четверостишия, пятистишия и т.д.
Кроме рифмы большую роль играет словесное ударение, которое может выполнять в слове смыслоразличительную функцию и выделяет ударный слог. В поэтической речи ударение ритмически организует стихотворный текст. Например, в русском стихосложении существуют двухсложные размеры (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест).
Специалисты считают, что четырехстопный ямб — самый излюбленный в русской поэзии размер. (В стихотворениях А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, А. Блока и других.)
Ритм в строчках может стать толкователем содержания поэтического текста. Сравните, например, былины, написанные тоническим (народным) стихом, и поэтические произведения русских поэтов. К.Д. Бальмонт былинный стих определил как «певучую поэзию».
Рекомендации
♦ При чтении стихотворений соблюдайте следующие требования.
— Выразительно прочитайте текст, стараясь при помощи голосовых модуляций передать разные чувства (радость, печаль, уныние, восторг и др.). Обдумайте, какой из вариантов прочтения больше подходит к данному тексту и почему?
— Определите, на какое слово в предложении падает логическое ударение. Подумайте, что дает для понимания смысла текста изменение места логического ударения.
— Каждую строчку произносите на одном плавном выдохе; в конце строки делайте паузу и новый вдох.
— Все слова от паузы до паузы произносите слитно, не отрывая одно слово от другого; определите в каждой строке логические центры и выделяйте их большей силой и длительностью произнесения.
— Если перед строковой паузой мысль не закончена или предложение вопросительное, повышайте голос.
— При законченной утвердительной или восклицательной интонации понижайте голос, говорите в умеренном, неторопливом темпе, следите, чтобы была некоторая певучесть в чтении.
♦ Потренируйтесь в чтении предложений текста с соблюдением необходимых пауз. Попробуйте определить, что они выражают (паузы, припоминания, напряжения, умолчания)? С какой целью автор использует многоточие?
♦ Научитесь выразительно читать текст, соблюдая правильную интонацию (логические ударения, паузы, повышения и понижения голоса).
Поварова И.А.
Коррекция заикания в играх и тренингах
Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.
Модель фиксированности на своем дефекте
Приемы самомассажа в устранении заикания. Общие сведения
Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.