Логопедической работе придается очень важное, преобразующее значение в комплексном медико-педагогическом подходе к преодолению заикания.
Основной целью логопедической работы является перевоспитание неправильной речи и поведения, устранение психологических отклонений у заикающихся детей. Задача логопеда заключается в том, чтобы педагогическими средствами воспитать у заикающегося ребенка, с одной стороны, навыки правильной речи, с другой стороны, гармонично развитую, полноценную личность.
Задачи воспитания навыков свободной, правильной речи. Конкретные задачи логопеда выражаются в том, чтобы воспитать у заикающегося ребенка навыки правильной речи: неторопливый темп, достаточную громкость и выразительность, правильное речевое дыхание, опору на гласные звуки.
При воспитании свободной речи прежде всего необходимо выработать у ребенка неторопливый темп, т.е. умение говорить не спеша, чуть замедленно. Именно так говорить чаще всего и не умеют заикающиеся дети, так как речь для них неприятная обуза. Они стараются незаметно «проскочить» возникшую преграду, избавиться от нее, пытаются сделать это побыстрее. Быстрый темп провоцирует нарушение координации речевых движений и появление речевых судорог.
Неторопливый темп речи вырабатывается одновременно с неторопливым темпом общих движений ребенка. Спокойное, уравновешенное поведение в разговоре и во внеречевой деятельности помогает выработать и определенный темп речи. Умение справляться с волнением, погасить возбуждение, нормализовать аффективные состояния у заикающегося ребенка также способствует этой цели.
При воспитании неторопливого темпа речи ребенка логопед обращает внимание на сохранение ее выразительности и естественности. Ребенок, который свободно владеет словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче своих чувств он непроизвольно использует богатство интонации, мимико-жестикуляторные средства. Заикание лишает ребенка такой возможности. Отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения нередко приводит к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной. Поэтому в процессе логопедической работы большое значение логопед придает воспитанию у ребенка умения говорить громко, выразительно, уверенно, правильно использовать логические ударения, повышение и понижение голоса, мимико-жестикуляторные средства.
В воспитании правильной речи важное значение имеет также нормализация речевого дыхания, так как у заикающихся оно обычно бывает поверхностным, резким, неспокойным, коротким. Нередко наблюдаются случаи, когда отдельные звуки, слова произносятся ребенком на вдохе.
В речевых упражнениях логопед обращает внимание на то, чтобы ребенок произносил слитно слова во фразах, т.е. не по отдельности каждое слово, а все вместе, как одно большое слово. Это объясняется тем, что заикающимся обычно трудно начать говорить, и поэтому, чем меньше он произнесет разрозненных слов, тем меньше для него будет затруднений.
Научить выделять гласные в слове (опора на гласные звуки) приобретает значение для тех детей, у которых наблюдаются речевые судороги на согласных звуках. Произнесение удлиненно некоторых гласных звуков (бааабушка, гооород) облегчает речь, снимает речевые судороги.
При воспитании правильной речи логопед проводит одновременно и по необходимости работу по исправлению недостатков произношения, расширению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя, развитию способности правильно и последовательно излагать свои мысли и желания.
Задачи воспитания гармонично развитой личности. Не меньшее значение имеет и другая сторона логопедической работы — устранение у заикающихся детей возможных психологических уклонений, воспитание правильного отношения к своему дефекту, к себе, к своему месту в коллективе, к окружающим, выработка правильного поведения в коллективе, а также развитие их интеллектуальных способностей, этических и нравственных представлений.
С этой целью логопед широко использует в своей работе методы разъяснения, убеждения, внушения и обучения. В доступной форме разъясняет детям, почему у них затруднена речь (спешит в разговоре, неправильно дышит, излишне обращает внимание на свою речь, стесняется окружающих и т.д.). Детям школьного возраста разъясняются в доступной форме механизм заикания, приемы его преодоления и т.д. Логопеду необходимо убедить ребенка в том, что в его неправильной речи ничего постыдного или страшного нет. Чтобы успешнее избавиться от неправильной речи, нужно следить за собой: не спешить, говорить громко, спокойно, уверенно, яснее произносить гласные звуки и т.д.
Логопед должен постоянно убеждать заикающегося ребенка в том, что он может говорить хорошо, свободно, внушать ему, что с каждым днем он говорит все лучше и лучше. Для этого, используя облегченные формы речи, логопед демонстрирует ребенку его же свободную речь: «Вот видишь, ты сейчас сказал хорошо, правильно. Ты умеешь говорить хорошо и свободно. Надо только не торопиться в разговоре (или: говорить громко, смело выразительно и т.д.). Ты теперь всегда сможешь говорить хорошо, если будешь стараться».
Логопед обязан быть внимательным к состоянию речи ребенка и отмечать на каждом занятии ее положительные стороны. Каждое речевое занятие должно приносить ребенку чувство удовлетворения от своей правильной речи, от успехов, которые он делает.
Постоянная фиксация на успехах не только стимулирует ребенка для дальнейших занятий, но и постепенно вытесняет у него мысли о своей неполноценности, способствует появлению уверенности в своих силах, в положительном исходе занятий. Таким образом, происходит постепенная перестройка отношения его к своему дефекту, к себе, к окружающим, меняются в лучшую сторону его характерологические черты.
Итак, воспитание навыков свободной, правильной речи и гармонично развитой личности — это две главные задачи логопедической работы с заикающимися.
В.И. Селиверстов "Заикание у детей"
Это интересно:
Приемы самомассажа в устранении заикания. Общие сведения
Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.
Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.
Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.
Самомассаж в устранении заикания
Расслабление мышц шеи
Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.
Упражнение 1
Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.
Упражнение 2
Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.