В нашей стране помощь заикающимся детям оказывается в специализированных кабинетах или учреждениях в системах здравоохранения и народного образования.
В первом случае эту работу проводят логопедические кабинеты при детских поликлиниках, специализированные стационары при психоневрологических диспансерах, полустационары, ясли, сезонные и постоянно действующие санатории. В системе народного образования помощь заикающимся детям оказывается в специальных детских садах или спецгруппах при массовых детских садах, на логопедических пунктах при массовых школах и в специальных речевых школах.
В вышеназванные учреждения заикающийся ребенок или регулярно ходит на специальные занятия 2—3 раза в неделю (амбулаторные условия), или поступает на определенный срок под постоянное наблюдение специалистов, которые и оказывают на него необходимое лечебно-педагогическое воздействие (стационарные условия).
Достоинством амбулаторных условий является то, что заикающиеся дети на время лечения не отрываются от привычного социального окружения. Отсюда у них появляется возможность переносить навыки, приобретенные в кабинете, в свою повседневную жизнь. Кроме того (а это важно), дети-учащиеся продолжают обучение в школе. Регулярные занятия со специалистом позволяют планомерно и правильно работать по коррекции речи и поведения заикающегося ребенка. Задачами каждого занятия в кабинете являются: контроль за состоянием речи ребенка в данное время, выбор и отработка определенных новых упражнений для его речи и поведения, задания для самостоятельной работы.
Родители, присутствующие на занятиях, непосредственные участники этих занятий. Здесь они учатся правильному подходу к своему ребенку, овладевают приемами исправления его речи, получают необходимые консультации. Все это способствует выработке единого и правильного подхода к ребенку и в кабинете, и в семье.
Наряду с этим амбулаторные условия для лечения заикания имеют и целый ряд недостатков, отрицательно влияющих на эффективность лечения. Особенно это относится к детям-учащимся. Ребенок посещает логопедические занятия во внеучебное время, за счет своего отдыха. Из практики известно, что эти дети нередко посещают еще или музыкальную,, или спортивную школу. К тому же они должны найти время для участия во внеклассной работе и для выполнения дома школьных заданий.
Логопед Л.Г.Парамонова, специально изучавшая эффективность комплексного метода лечения заикающихся детей в условиях школьного логопедического пункта, сделала ряд наблюдений, касающихся недостатков амбулаторных условий. К ним относятся: недостаточный контакт с врачами, занятость родителей ребенка, неспособных поэтому обеспечить должный режим его дня, питания, занятий, контроль за его речью. В ряде случаев автор отмечала неблагоприятную семейную обстановку, недостатки жилищных условий.
Сделанные наблюдения позволили Л.Г.Парамоновой заключить, что в амбулаторных условиях дети-школьники часто не дают заметных улучшений речи. Таким образом, эти занятия приносят им только лишнюю травму или неуверенность в возможности излечения от заикания.
Наблюдения последних лет, полученные в результате изучения эффективности лечения заикания в амбулаторных и стационарных условиях, позволяют говорить о значительном преимуществе последних.
По нашим наблюдениям, лучшим результатом лечения заикающихся детей в стационарных условиях является, с одной стороны, изоляция детей в стационаре от бытовых, нередко неблагоприятных условий , возможность спокойного и ровного поведения, целенаправленность всех действий, твердый режим дня. С другой стороны, постоянное наблюдение медицинского и педагогического персонала за детьми позволяет усилить комплексное воздействие на каждого из них. В стационаре оказывается возможным создание для детей речевого режима, расширение рамок психотерапии, медикаментозного и физиолечения, снотерапии.
Стационарные условия в лечении заикающихся детей и подростков по-разному выражены в системах народного образования и здравоохранения. В первом случае делаются попытки оказания помощи детям в специальных речевых детских садах, школах-интернатах. Здесь они совмещают обучение по программе массового детсада или школы с логопедическими занятиями.
В речевые детские сады принимаются заикающиеся дети с двух лет. Логопед проводит с ними ежедневные занятия, результаты которых должны закрепляться воспитателями в процессе воспитания и обучения их по программе дошкольных учреждений общего типа.
В речевой школе полагается специальное отделение для заикающихся детей. Программа начальных классов здесь должна быть пройдена за 5 лет (один год на коррекцию речи), а в последующие четыре — год в год. От массовой школы это отделение отличает также частичное изменение учебного плана (введены логопедические занятия, ритмика, увеличено количество часов на русский язык и пр.), изменение продолжительности урока в 1 классе (30 минут вместо 45), меньшее число учеников в классе, наличие в штате медицинского персонала: психоневролога, педиатра, инструктора по ЛФК, медицинской сестры.
Большое распространение в настоящее время имеет организация помощи заикающимся детям в условиях медицинских стационаров, открываемых специальных отделений при детских больницах или диспансерах. Основным привлекающим свойством этой формы помощи является возможность максимально использовать лечебное воздействие на заикающегося ребенка в целом. Всестороннее изучение его, широкий выбор медицинских средств в сочетании с логопедическими приемами позволяют создавать на практике необходимый для преодоления заикания лечебно-педагогический комплекс.
Лечение детей в логопедическом стационаре в среднем 3—4 месяца. В течение этого времени они ежедневно получают соответствующее лечение и под наблюдением логопеда и персонала проводят речевые занятия. Кроме того, во время лечения дети школьного возраста самостоятельно и с помощью логопеда и воспитателей занимаются в соответствии со школьной программой. Безусловно, объем и качество пройденного таким образом учебного материала не отвечают в достаточной степени требованиям этой программы. Но тем не менее учебные занятия в стационаре (помимо того, что помогают проводить закрепление правильной речи и поведения детей на близком им материале) в известной мере позволяют сократить лечащимся детям разрыв в знаниях по сравнению со сверстниками.
Сравнивая два типа стационарных условий для заикающихся детей (школы-интерната и медицинского стационара), мы видим существенные различия не только в самой форме этих учреждений, но и в принципиальном подходе к решению основной задачи — избавления ребенка от заикания. В школе-интернате эту задачу пытаются решить, несколько видоизменив школьную программу обучения. В медицинском стационаре основным является лечебно-педагогический комплекс мероприятий, направленный на оздоровление и лечение организма заикающегося ребенка, его нервной системы, психики и, в частности, речевой функции. Использование школьной программы также имеет место, но она не имеет при этом основного значения.
В последние годы в нашей стране развернулась сравнительно широкая организация сезонных (летних) логопедических санаториев и пионерских лагерей санаторного типа для заикающихся детей. Их достоинством является сравнительная простота организации (в нашей стране организуются летом тысячи оздоровительных лагерей для детей) и то обстоятельство, что заикающиеся школьники во время лечения не отрываются от обучения в школах и совмещают свое лечение с отдыхом. Здесь имеется возможность широко использовать в лечении нервно и соматически ослабленных детей климатические и природные факторы.
Знакомство с работой летних специализированных санаториев и оздоровительных лагерей санаторного типа показывает, что в первом случае делаются попытки организовать комплексное лечение детей с любыми формами заикания. Во втором случае в силу особенностей структуры оздоровительного лагеря (отсутствие необходимого числа специалистов и медицинской оснащенности) нет достаточных возможностей для комплексного лечения выраженных случаев заикания. Поэтому перед персоналом этих лагерей стоят задачи общего оздоровления детей, укрепления их нервной системы, предупреждения и устранения у них легких форм заикания и его рецидивов.
Если показанием для лечения в сезонных санаториях служит наличие у детей заикания в различной степени, вплоть до самой сложной, а также заикания в совокупности с другими нетяжелыми дефектами речи, то в оздоровительные лагеря направляются дети: 1) после проведенного курса лечения заикания в специализированных кабинетах или стационарах; 2) с легкими формами заикания; 3) с другими формами расстройств плавности и темпа речи (задержавшиеся физиологические запинки, баттаризм, тахилалия, брадилалия) и с другими нарушениями речи.
Противопоказаниями для направления в оздоровительные лагеря для заикающихся детей служат: 1) заикание средней и выраженной степени, а также осложненное другими дефектами речи, 2) резкие расстройства слуха; 3) расстройства речи центрального происхождения (алалии, афазии, сложные формы дезартрии; 4) противопоказания для обычных детских оздоровительных учреждений (кожные инфекционные заболевания, органические поражения нервной системы, недержание мочи и др.).
Из сказанного выше видно, что, несмотря на схожесть двух форм организации летней работы с заикающимися детьми, они имеют некоторое различие как в самой форме организации, так и в основных задачах, стоящих перед ними. Сезонный санаторий и оздоровительный лагерь для заикающихся детей не только не исключают, а скорее дополняют друг друга.
Таким образом, в нашей стране для заикающихся детей организована разнообразная система специализированных кабинетов и учреждений. (Конкретные адреса таких кабинетов и учреждений имеются в каждом областном или городском отделах здравоохранения и народного образования.)
Какой тип специализированного учреждения выбрать для лечения заикающегося ребенка, специалист решает, исходя в каждом конкретном случае из сложности заикания, возраста ребенка, условий, в которых он живет, отдаленности его места жительства и, наконец, из специфики самого логопедического учреждения. Опыт убеждает, что нет необходимости в каждом случае стремиться только в медицинский стационар, речевой детский сад или школу-интернат. Нередко амбулаторные условия оказываются достаточными для устранения заикания у детей, особенно младшего возраста.
В.И. Селиверстов "Заикание у детей"
Это интересно:
Психологические особенности заикающихся
Модель фиксированности на своем дефекте
Приемы самомассажа в устранении заикания. Общие сведения
Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.
Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.
Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.
Самомассаж в устранении заикания
Расслабление мышц шеи
Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.
Упражнение 1
Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.
Упражнение 2
Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.