Кадр из фильма «Восхождение». Не понадобилось взрывать емкости с топливом для пущих спецэффектов или наполнять звуковой ряд фильма гортанными выкриками немцев.
Два бойца партизанского отряда идут по лесу и при переходе через дорогу не успевают укрыться. Всего одна подвода … То ли немцы, то ли полицаи. Мы не знаем почему два мужика не передернули затворы и не открыли огонь по этим немногочисленным черным силуэтам на фоне заснеженного поля. Может у них было мало патронов. Может эта встреча произошла близ села, в котором крепкий немецкий гарнизон. Мы этого не знаем.
Но мы чувствуем что это и есть война. Нет иллюминации из трассирующих пуль и оглушительных взрывов топливных цистерн. А мы чувствуем, что это и есть нерв жизни в тылу врага.
И чтобы показать противника не обязательно наполнять план фильма цепями серых шинелей и стройными залпами из карабинов. Можно показать немецкого офицерика, который, как в «Проверке на дорогах», в кителе нараспашку продирается к железнодорожной стрелке сквозь цвикающий свинцом воздух и взрывающийся ледяными брызгами снег. Бежит и хладнокровно, знает где залечь и перекатиться, а где можно стремглав промчаться. И с отчаянием, потому что эшелон с продовольствием уже уходит и времени совсем мало. И обвисает бессильно на стрелке после попадания пулеметной очереди.
Зачем снимать фильмы о войне, и тем более мучениках, если … Если кроме как реквизита и графики показать больше и нечего.