Ничего пока не пишу, потому что особенно не о чем. Пока что я сугубо разрабатываю речевой аппарат, а не преодолеваю заикание.
Причина: хочу сначала ознакомиться с книгой Перри (хотел начать с «Переосмысления заикания» Харрисона, но в электронном или бумажном виде не нашёл, а аудиокниги я не воспринимаю). Читая книгу, я в основном ищу схожие идеи с когнитивно-поведенческой терапией (читал немало книг о ней и есть опыт работы с психотерапевтом, специализирующемся исключительно на КПТ). А в остальном — я пока не уверен, насколько эта книга полезна, поэтому в неё не погружаюсь, чтобы не попасть в плен ложных идей. Только общие соображение либо пересечения с КПТ.
Вместо этого занимаюсь базовыми вещами постановки речи. Из-за заикания я разочаровался, отчаялся — и совершенно забил на другие аспекты своей речи (пан или пропал). Поэтому у меня хаотическое дыхание, нечёткие звуки, которые я заново учусь произносить
, вялая дикция.
Начал с дыхания как основы. Мне повезло: я неплохо его чувствую, т. к. есть опыт постановки дыхания в детстве и шесть лет назад. И мне это здорово помогает даже сейчас. Добор воздуха, членение речи относительно добора, направленность выхода, не выдыхать вхолостую (особенно в начале слов) и т. д. В целом, речь с опорой на дыхание. Работаю над этим, немного экспериментируя (не всё, что написано о «правильном дыхании», я считаю истиной, по крайней мере применительно к моей физиологии). Подбираю в качестве упражнений (сочетания звуков, слова, чистоговорки) те, которые я произнесу без заикания.
Другие аспекты: отрабатываю артикуляцию гласных (хотя я плохо слышу, насколько чётко и фонетично я произнёс звук, поэтому цель-минимум — произносить а у о и э ы (все их аллофоны) более-менее чётко, а не вместо них ненапряжённые гласные, средние между ними). Чтобы было понятно: например, звуки [о] и [у] я произношу почти идентично, [а] и [э] приближаются к [ы].
С гласными работаю столько времени, чтобы не перегружать речевой аппарат: у меня быстро садится голос.
Произношение согласных. Сначала о том, на каких заикаюсь больше всего:
— губные ([б], [п], чуть менее [в] и [ф], мягкий [м'])
— взрывные зубные/альвеолярные (особенно мягкие: [д'], [т'], [ц'] (для русского этот звук нехарактерен, а в украинском /ц/ чаще мягкий), [н'], [ч'])
— заднеязычные [г] и [к] и гортанный украинский взрывной гэ (
[ɦ] или
[ɣ])
— cо звуком [р] забавно: я очень хорошо умею произносить раскатистый [р] — могу спокойно тянуть 6-7 секунд, даже забив на дыхание и ритм, но в словах мне очень сложно быстро поставить язык в нужную позицию. Поэтому в речи у меня
одноударный [ɾ], при вялой дикции переходящий в картавость.
Работаю с этими звуками в таких позициях, где заикание нет (подбираю сочетания звуков, слова).
Разминаю губы, язык (именно разминаю: если использовать как упражнение, то губы и язык очень быстро устанут — и на этом работа над согласными закончится).
Стараюсь звонко произносить звонкие согласные (я их нередко оглушаю, особенно в начале слова: губы и язык уже работают, а голос ещё не подключился из-за неправильного дыхания).
Всё это я делаю для того, чтобы улучшить то, что поддаётся улучшению обычными упражнениями (немного перепиленными под себя), — а самое главное, это поможет мне отделить заикание от всего остального, понять, с чем именно мне на самом деле придётся серьёзно работать.
В планах — опробовать разные способы миорелаксации (всех мышц — у меня перенапряжено всё тело), опять же: для того, чтобы отделить общее напряжение от специфических спазмов речевого аппарата и тем самым понять, с чем именно я имею дело. Препараты-миорелаксанты я не рассматриваю.
Пока так.