Малкольм ФрейзерМалкольм Фрейзер (1903-1994) - американский филантроп и бизнесмен. В детстве он сильно заикался. В 1947 году, когда Фрейзеру было 44 и он по-прежнему имел проблемы с речью, он основал Фонд заикающихся Америки (Stuttering Foundation of America). В рамках этого фонда началось сотрудничество Фрейзера и Чарльза ван Рипера.
В 1978 году Фрейзер опубликовал первую редакцию своего классического труда "Самолечение заикания" (Self-Therapy for the Stutterer). Одиннадцатая редакция доступна для скачивания на сайте Фонда заикающихся Америки
http://www.stutteringhelp.org/sites/default/files/Migrate/book0012_11th_ed.pdf Я читал эту книгу в немецком переводе:
Фрейзер полностью отвергает мысль об органическом дефекте заикающихся:
"Поскольку ты можешь говорить не заикаясь, когда ты один, когда тебя не слышат и не видят другие люди, постольку естественно предположить, что заикание не связано ни с каким физическим или органическим дефектом."
Тут я бы поспорил: основой заикания, скорее всего, является все же именно органический дефект - нарушение сигнальных цепочек в головном мозгу. Однако сама мысль Фрейзера мне нравится: даже если дефект есть, он непринципиален по сравнению с теми психологическими, невропатологическими и мировоззренческими проблемами, которые вырастают на основе этого дефекта. Кроме того, пока науке точно этот дефект неизвестен, а поэтому и говорить о нем нет смысла.
Соответственно суть заикания - это психология:
"Ты должен научиться быть нечувствительным к реакции людей на твое заикание. Эта реакция (действительная или мнимая) не должна нарушать твой душевный покой".
И далее:
"В основном заикающийся чувствует себя в стороне от общества, чувствует себя не таким как все".
Естественно, что заикающемуся хочется контакта с людьми, однако слишком большая тяга к людям делает его заложником чужого мнения.
Пора уже признать универсальную формулу:
заикание = страх.
"Чем больше человек заикается, тем больше он страшится определенных слов или ситуаций. Чем больше он страшится, тем больше он заикается. Чем больше он заикается, тем более он напряжен. Чем больше он напрягается, тем больше у него ступоров и тем больше становится его страх".
Это порочный круг. И наоборот, по Фрейзеру, основной принцип терапии заикания:
"Заикание тем меньше, чем более ты спокоен и расслаблен".
Однако важно различать преодоление страха и отвлечение от страха. Это интересная мысль Фрейзера, которая позволяет понять, почему многие логопедические методики не дают долговременного эффекта:
"Всё, что отвлекает от страха, приносит временное облегчение. Отсюда всяческие уловки заикающихся... Практически любая новая и самая чудная техника может помочь заикающемуся - по крайней мере, пока не пройдет эффект новизны".
Отдельный вопрос - это смущение или даже стыд от своего заикания. Из-за этого заикающимся трудно и зрительный контакт поддерживать. Фрейзер подчеркивает:
"В заикании нет ничего постыдного... Ты имеешь такое же право выражать свои мысли, как и другие люди. И именно теми словами, которые приходят в голову. Ты ничем не хуже других людей".
Между тем страх перед заиканием связан именно с чувством стыда и неприятием своего заикания. Хорошее средство преодоления стыда и страха - это юмор: шутите и посмевайтесь над своим заиканием.
В книге Фрейзера много цитат других специалистов. В частности, вот высказывание Доминика Барбары: "Главная проблема при лечении заикания - это как побудить заикающегося продолжать лечение?". Логопедические центры пользуются для этого самыми разными приемами (внушение, мотивация, обещания) и все равно удержать получается не всех.
Важная мысль:
"Нет двух людей, которые бы заикались одинаково. Некоторым заикающимся трудно читать вслух, некоторым нет. Некоторые говорят хорошо, когда находятся в положении авторитетного человека, некоторым наоборот это положение приносит наибольшие проблемы. Некоторые хорошо говорят по телефону, для некоторых это самое страшное испытание. Некоторым труднее всего говорить с лицами противоположного пола, а у некоторых наоборот такое общение сглаживает речь. Некоторые могут гладко говорить только дома, а другие наоборот дома заикаются сильнее, чем с незнакомыми людьми".
Более того, даже один и тот же человек заикается по-разному в разные дни, даже в разные часы.
Вот
12 правил Фрейзера.
1. Если ты заикаешься, заикайся легко, без напряжения, без натуги. Это можно назвать "мягкой атакой звука".
2. Говори медленно и старательно - независимо от того, заикаешься ты или нет. Не поддавайся спешке (из-за постоянной спешки заикающиеся, в частности, боятся делать паузы, боятся молчать).
3. Не пытйся скрыть свое заикание.
4. Постарайся убрать все вторичные симптомы заикания - лишние движения, жесты, мимику и т.п.
5. Не избегай ситуаций общения, не отмалчивайся, не подменяй слова. ("Лучше получить 5-минутный ступор, чем успешно избежать трудное слово").
6. Зрительный контакт, он помогает все время продвигать речь вперед.
7. Изучи свое заикание и выясни, что именно неправильно делает твой речевой аппарат в момент запинок.
8. Исправляй неправильную работу своего речевого аппарата путем "коррекции после ступора", "коррекции до ступора" и "коррекции во время ступора".
9. Старайся все время продвигать свою речь вперед, не повторяй слова, не отступай назад. Неважно, заикаешься ты или нет, - говори дальше.
10. Говори уверенным голосом, выразительно и мелодично, но без излишней эмоциональности или искусственности.
11. Обращай внимание и на фрагменты своей гладкой речи, на свои речевые успехи.
12. Старайся говорить как можно больше, использовать любые возможности для общения.
Что касается конкретных упражнений, то мне понравилось, как Фрейзер советует тренировать зрительный контакт. Сначала упражняться перед зеркалом: имитировать легкие и сильные ступоры и при этом не отводить взгляд. Потом так же с зеркалом звонить по телефону, потом реально общаться с людьми и при этом запоминать цвет их глаз - как доказательство того, что ты не отводил глаза. А вот три вида "коррекции ступоров" мне не нравятся: это чрезмерное внимание к логопедическому аспекту, это контроль произнесения слов. Вообще эту схему Фрейзер заимствует у Ван Рипера. Хотя вот про дыхание он правильно отмечает: оно должно происходить автоматически, без сознательного вмешательства.
А вот с чем я совсем не согласен у Фрейзера - это с призывами "решительно и до конца бороться с заиканием". Не надо ни с чем бороться. Потому что сила действия равна силе противодействия. Здесь и у самого Фрейзера противоречие: с одной стороны, он говорит, что "заикание - это то, что человек делает, чтобы не заикаться", с другой стороны, призывает "бороться с заиканием".
Пожалуй, самая ценная часть книги Фрейзера - это последняя часть, где собраны общие мысли о заикании.
Итак,
"если кто-то говорит, что ты уже вылечился, не пытайся подтверждать это. Наоборот, скажи, что ты все еще заикаешься и покажи это с помощью намеренного заикания. Пока ты продолжаешь считать себя заикающимся, у тебя не будет необходимости доказывать, что ты не заикаешься".
Теперь подумаем, что творят некоторые логопеды вместе с заикающимися. Логопеды провозглашают
"полное избавление" от заикания и требуют от своих пациентов, чтобы те "полностью отказались от заикания". Соответственно пациент чувствует себя в атмосфере ежеминутного контроля и необходимости демонстрировать (доказывать), что он и правда больше не заикается. Пациент начинает скрывать свое заикание. В то же время обещание "полного избавления от заикания" приводит к бессмысленным спорам логопедов и заикающихся о том, каков эталон нормальной речи: могут ли оставаться легкие запинки? Как отличить бывшего заикающегося с легкими запинками от обычного человека? Что такое идеальная речь? и т.д. Это называется "комплекс Демосфена": заикающиеся предъявляют слишком высокие требования к себе, к своей речи в процессе лечения.
Кроме того, установка на "полное избавление от заикания" приводит к нездоровому соревнованию среди заикающихся: "Ты полностью избавился от заикания? Нет? А я избавился! А ты не соблюдаешь технику! Ты никогда не избавишься от заикания!"
Еще один момент: когда логопеды провозглашают "Вы не должны заикаться" - там самым они усиливают именно тот фактор, который есть главная причина заикания. Заики всю жизнь стараются не заикаться - и именно поэтому они заикаются.
Фрейзер очень метко сравнивает проблему заикания с проблемой пройти по доске шириной 30 см. Если эта доска лежит на полу, то человек без проблем пройдет по ней (если он не физический инвалид). Если же такую доску положить на высокой стене или над пропастью, то пройти по ней помешает страх. Даже если человеку все же удастся пройти по ней, его движения будут скованы страхом. Это и есть заикание: мы физически имеем все возможности говорить гладко, но нам мешает страх.
В вопросе о развитии заикания у детей Фрейзер упоминает недостаточную координацию. Действительно, я плохо танцую, потому что у меня движения плохо координируются с ритмом. Ну и плюс пресловутая скрытая леворукость.
Радует, что, по словам Фрейзера, в науке нет надежных данных, говорящих о наследовании заикания.
В мире 15 миллионов заикающихся. Как нас много! И в основном это высокоинтеллектуальные и работоспособные люди. Заикающиеся как правило тяготеют именно к тем профессиям, которые требуют коммуникативных навыков, - они стремятся стать продавцами, адвокатами, психологами, дикторами и т.п.